Общество

Первым делом самолеты

Мы – последнее поколение, которое может вживую услышать рассказы о Великой Отечественной войне от ее непосредственных участников. Мы не всегда задумываемся об этом, ведь в школу нередко приходят эти глубоко пожилые люди и с огромным пылом, в мельчайших деталях рассказывают о своих боевых годах.  Ветеранов, пиджаки которых звенят от сверкающих медалей, каждый год можно увидеть на Дне Победы. Но это действительно так. Год от года этих людей, достойных уважения и почета, становится все меньше…

К Ефросинье Александровне Паниной мы пришли в теплый апрельский день. Она вышла к нам в праздничной одежде с медалями.  Всегда очень умиляет, когда, несмотря на свой почтенный возраст, женщина не теряет  своей естественной потребности очаровывать. За кружкой вкусного домашнего компота, в окружении фронтовых фотографий и начался рассказ Ефросиньи Александровны.

— 15 июня 1941 года я получила аттестат об окончании школы. В ночь с 21 на 22 июня мы отмечали выпускной на теплоходе.  А когда вернулись домой, узнали, что  началась война. После десятого класса я хотела поступить на химико-биологический факультет в институт, мечтала изобрести лекарство от малярии. Когда хотели документы подавать,  ректор нашего института уже был в партизанском отряде, их даже не принимали.

Враг уже подходил к Крыму. Нам сказали: «Как только немец войдет в Керчь, мы вас сразу забираем в армию». До армии мы еще окопы рыли, траншеи. В конце года, так же, как и ребятам сейчас присылают повестки в армию, нам повестки пришли.  Нас,  трех подруг-комсомолок, забрали, в боевое авиационное училище. За четыре месяца чему нас только там не учили! Сегодня такой самолет изучаем, завтра такой.  Все вооружение, которое на самолетах было – пушки, бомбы, пулеметы.  Чем они заряжаются, как устроены. Бывало, стоим в столовой, ждем своей очереди, и, хотя я не пела особо раньше, но всегда была запевалой среди толпы. Начнем мы греметь тяжелыми ботинками армейскими и все вместе поем: «Вставай, страна огромная».

После обучения нас сразу отправили в полк. Стоял он под Ростовом.  Авиационный полк на «ИЛах» — такие были современные самолеты тогда. Немцы боялись их как огня – только увидят, сразу прячутся кто куда. Выстроили нас тогда на улице: парней в одну линию, девушек — в другую, к самолетам. Говорят, что тех ребят через месяца-два уже почти не осталось в живых… Мы же работали «пушкарчиками»: нужно было каждый раз на самолете перед вылетом две пушки зарядить, два пулемета, бомбы подвесить — каждая по сто килограммов, а то и больше. А ведь сама я всего 47 килограммов весила. Да нужно было еще развесить их без перекоса, иначе смерть моему летчику.

Самолеты, конечно, возвращались не все, немцы были совсем рядышком. К концу года ни одного самолета у нас не осталось. Помню последний полет моего летчика. Даже фамилии его не знаю, помню только, что звали Яшей. Позвал он меня на плоскость, чтобы я его проводила. Я с удовольствием запрыгнула на плоскость самолета, провожаю его, а он мне говорит: «Вот тебе мой бортпаек, я прилечу через час – будем завтракать». Я отвечаю: «Ждем вас, товарищ командир».  Побежала в деревню за молоком. Ждем час, ждем три, день… Три самолета полетело — ни один не вернулся…

Потом нас перевели в полк на У-2, на кукурузники. Просила я, чтобы перевели меня в женский полк, к «ночным ведьмам». В нем было 25 будущих Героев Советского Союза.  Девочки по тысячу вылетов сделали – тысячу раз летели навстречу смерти. Командир не разрешил, сказал, что мое место в своем полку. Так и закончилась  моя война: мы освобождали Кавказ, Крым, Белоруссию и дошли до места чуть севернее Берлина.

Как-то раз Ефросинья Александровна была с полком возле своей родной деревни. Побежала она в дом, видит – белье висит на веревках, думает: «Наверное, мамочка моя вещи сушит». Забегает в дом, а там куча людей.  Оказалось, что в ее доме теперь военный госпиталь. Раненые лежали повсюду: в ее комнате мужчина лежал на развороченной двери от шкафа. Ни мамы, ни братьев ее – никого не было, и никто не знал, куда они пропали. Потом лишь узнала она, что немцы забирали население в плен и увозили в Крым, где эти женщины и дети служили прикрытием,  щитом от советских самолетов.

Друг Ефросиньи Алексей, который служил в соседнем полку и всю войну ухаживал за девушкой, а впоследствии стал ее мужем, летал на истребителе. Так, «под одним крылом», соединила война семью, дав каждому свою роль в борьбе с врагом.

Смерть на войне была повсюду, и почти в каждой семье есть родственники, не вернувшиеся с фронта. В своих рассказах Ефросинья Александровна поведала нам и о смертях, которые произошли, скорее, по воле случая. Один летчик, например, прилетел на личном самолете с Дальнего Востока. Воевал всю войну. 7 же мая 1945 года он получил боевое задание, а наутро не вернулся. Погиб этот бравый солдат за день до объявления Победы. Другой летчик, парень с горячим нравом из Осетии, решил показать свое мастерство. Сел в самолет, начал делать «бочки» и другие трюки, потом перевернулся в воздухе и стал падать. Самолет упал совсем рядом с девушками, а летчик был уже мертв – все потому, что полетел он на чужом самолете и не проверил его перед взлетом.

Солдаты погибали от пуль, ранений и взрывов снарядов. А Ефросинья Панина прошла через всю войну и смогла уцелеть, пройти сквозь все трудности и жуткую усталость.  О своих фронтовых днях она рассказала нам в ярчайших красках, так что мы могли представить, будто  сами являемся участниками этих событий. Тем более в начале войны она была такого же возраста, как и я, десятиклассница.

Эти герои кровью и потом завоевали Победу. Наше же дело совсем малое: помнить о подвигах наших предков, чтить память погибших бойцов и передавать другим людям истину истории. Ведь реальные свидетели истории живы, они не приукрасят и не соврут — ветераны рассказывают о настоящей войне.

Когда мы вышли из дома Ефросиньи Александровны, деревья все также тихо колыхались в порыве теплого весеннего ветра, а лучи солнца пробивались сквозь листву, причудливо освещая землю. Но совсем другое состояние души было у всех ребят. Ведь в такие солнечные дни совсем не верится, что когда-то гремела война, уносившая миллионы жизней. А ведь именно благодаря Победе и небо над нашей головой ясное и мирное.  только лишь благодаря ей мы уверенно и весело ходим по родной земле.

Лиза Таирова.

Фото Айлинь Эрваш

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"