Общество

Он знает, как закаляется сталь

Эти люди знают, как кусок железа превратить в податливый пластилин. Однако не каждый из них былинный богатырь с косой саженью в плечах. С мастерами молота и наковальни меня познакомил наш общий товарищ. Он рассказал, что лет 20 назад приехал в наш город с женой, ребенком и одним чемоданом. А сейчас стоит во главе кузни.

Приняв предложение понаблюдать за рабочим процессом, я впервые в жизни оказалась в самой настоящей кузнице. Скажу вам: то, что они делают, надо видеть!
Перед вашими взорами наверняка начали мелькать картинки из исторических фильмов: огромный молот, наковальня, пышущий нестерпимым жаром горн, поднимающийся пар от остывающих в воде раскаленных мечей?.. Сейчас этот процесс происходит несколько по-иному, однако не становится менее интересным. Да, огнедышащая печь — всё еще обязательный элемент интерьера кузни. Но на смену «молотобойцам» уже пришли и пневматический молот, и новые технологии окрашивания и сварки.
Смешно признаться, но героя своей статьи я представляла этаким двухметровым монстром с кулаками размером с голову, который таскает за шиворот своих подмастерьев (опять же сказалось влияние фильмов). Однако Сослан Владимирович Гобеев, в чьем уютном офисе мы и беседовали, быстро развеял штампы. Сегодняшний кузнец — это, в первую очередь, мастер, художник, творец.
— Я знаком с Геленджиком уже очень много лет: сначала приезжал на отдых, затем познакомился здесь со своей второй половинкой. И когда судьба поставила меня в сложные условия, выбор места жительства определился сам собой.
— Сослан, почему именно кузнечное дело? Это достаточно необычный труд, чтобы на новом месте, с нуля вот так взять и связать жизнь с ковкой.
— По образованию я строитель, работал техником-механиком, с кузней опыта работы не имел. А началось всё… с моего деда, он был кузнецом. Кровь сама подсказала, генетическая память. Когда уволили из организации еще там, во Владикавказе, я, отец грудного ребенка, должен был зарабатывать. В те суровые времена выбирать особо было не из чего, поэтому за предложение потрудиться в кузнечном цеху ухватился. И практически сразу возникло ощущение, что это мое, будто занимался всегда. А в Геленджике кузню открыть сумел ровно 10 лет назад. Работу свою очень люблю. Это редко так людям везет, когда их работа является и хобби одновременно.
— Чем современный кузнец отличается от привычного образа богатыря с наковальней и молотом? И сможете ли вы подковать блоху?
— Практически ничем. Наши главные инструменты — это по-прежнему наковальня и молот. Но с блохой — точно не ко мне. Кузнецы бывают разные — у меня другая специфика. Тем более, скажу не тая, ни один кузнец нашего времени не дотягивает до уровня коллег-предков. Сейчас нет мастеров, которые смогут подковать лошадь. Точнее, они, может быть, и есть, но такая надобность отпала. Телеги не делаем, колеса на арбу не заказывают. Но смело скажу, что у моих кузнецов есть такие навыки. Однако специальность кузнеца, как и, к примеру, бондарское дело, вымирающая.
— Что вам сейчас заказывают?
— Спектр очень широк, начиная от декоративных гвоздей, заканчивая украшениями интерьера и сложными архитектурными композициями. И, конечно, заборы, решетки. Все, что возможно слепить из пластилина, мы можем сделать из металла.
— Самый необычный заказ?
— Вы не поверите, но это была… пушка из нержавеющей стали, хоть это и не совсем наш профиль. Сейчас она живет в Дивноморском, и мы горды тем, что создали. Мои клиенты — разные люди, но всегда настоящие ценители этого вечного искусства. Они понимают, что у нас они найдут этакий хенд-мейд, штучный товар.
— Заказывают вам влюбленные романтики железные букеты для дам сердца?
— Встречаются и такие, но редко. Наши кузнецы сами балуют своих жен такими необычными «нетленками». Например Виталий Соколов выковал для своей молодой супруги прекрасную розу. Это дорогой (и не о деньгах речь) подарок! Другой кузнец, Володя Китижеков, один из сильнейших специалистов Геленджика, может подковать лошадь.
— Вы говорите, что в вашей крови — расплавленное железо, генетическая память. А дети начинают интересоваться работой отца?
— Их у нас с супругой трое. И отличительная черта каждого — умение доводить любое дело до идеала. Старший, 14-летний сын Давид, увлекается фото- и видеосъемкой. Он создал для нас клип о работе кузнеца: от момента задумки и прорисовки эскиза до конечного вида изделия. (Этот клип можно увидеть на официальной страничке газеты «Прибой» в соцсети «ВКонтакте».) Он уже к 12 годам владел навыками сварщика. Младший сын Сармат. А между ними есть еще и 12-летняя лапочка-дочка Мелина. Она учится в художественной школе и иногда рисует для нас то, что можно использовать в работе.
— Что для Вас работа кузнеца?
— Кроме того, что это источник дохода, еще и источник душевного успокоения, выплеска эмоций. Это творчество в чистом виде. Ведь надо уметь увидеть «идею» в трехмерном пространстве. Металл — это отбрызг души кузнеца. Сейчас любой элемент изделия можно купить. Но если это сделано вручную, то в каждом лепестке, цветке, завитке будет заложен талант и неповторимость. Почерк кузнеца можно узнать из тысячи других деталей. Я всегда узнаю свою работу или руку своих коллег. Никогда в ручной работе вы не встретите штамповку, элементы не повторяются, они все уникальны, зависят от настроения и вдохновения мастера.
— Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?
— Да, нужны, а именно — знания в области математики и геометрии, художественные навыки и наличие дизайнерской фантазии. Мне кажется, только с этими качествами можно быть хорошим кузнецом. Основное — человек должен быть трудолюбивым, упорным и по-хорошему упрямым.
Хочется вернуться к началу нашего знакомства. Когда вы с удивлением поделились с нами своим веселым заблуждением о громилах-кузнецах. Сами кузнецы никогда, даже в былые времена, не были богатырями. Вот молотобойцы — да. Кузнец показывал им место и силу удара, и те — бах!
— Какую работу интереснее всего выполнять?
— Ту, которая сложнее. Она закаляет.
— Это было, пожалуй, самое интересное знакомство с человеком и его призванием в моей репортерской работе. Удивите нас на прощание какой-нибудь байкой.
— Даже не знаю, к какому разряду это можно отнести, к поверью или причудам. Но многие люди верят, что вода из кузни, в которую погружают железо для остывания, способна свести бородавки.
— Забавно. Советуем открыть побочный бизнес по продаже «живой воды».
Ольга Костромина. Фото А.Бочнева

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"