История

Окно в старый Геленджик

Лодка «Аспазия» у Лермонтовского мостика
Геленджик. 1926 год.

Фотография из семейного альбома геленджичанки в третьем поколении Елены Расстегаевой (Околович) представляет большой интерес для желающих узнать побольше о городе-курорте в довоенный период.

По словам владелицы семейного альбома Елены, трое человек в лодке – её родня.

На корме с папиросой – лодочный мастер Костя Фирониди, он же и построил эту лодку, дав ей звучное греческое имя «Аспазия», что означает «Желанная».

Частники строили лодки, ялики, баркасы – в основном по заказу санаториев и рыбаков, но и многие геленджичане заказывали лодки для личного пользования. Так было до 1956 года. Потом строительство плавсредств частным образом было запрещено государством, да и необходимость в этом отпала.

«Аспазия» – одна из многих частных лодок, возивших отдыхающих летом на морские прогулки. Перевозили они и пассажиров до кургородка «Солнце», и на мыс Тонкий в посёлок Солнцедар. Стоило это 10-15 копеек серебром – с человека (цены до 1931 года).

…На фотографии на вёслах сидит жена Кости – Наталья Васильевна Образкова, а между ними в белом платье – её младшая сестра Анна, совсем юная геленджичанка. По носу четырёхвёсельной лодки, пришвартованной к другой такой же тонким фалом, сидит матрос-шлюпочник, т. е. гребец-перевозчик.

Сразу за лодкой видны выступающие из воды три природных камня-останца, которые имели названия: Вера, Надежда, Любовь. Они долгое время до сороковых годов служили фотографам, работавшим у так называемого Северного мостика, средством для зарабатывания денег на отдыхающих, фотографировавшихся на них

Вдали, за летними деревянными мостиками для купающихся, видна часть так называемой Южной стороны города. Хорошо виден Курзал за оконечностью длинного мостика.
Итак, лето 1926 года, Геленджик уже город-курорт.
Вскоре Костя Фирониди оставит жену и уедет на заработки в Новороссийск. Сидевшая в лодке «Желанная» между супругами Аня и станет причиной размолвки.

По поводу фотографа, «работавшего» в те годы (1925-1929) у мостика на Северной стороне, то это, вероятно, был Т. М. Крышень или Згуревский.

Сам оттиск оригинала сделан на «почтовой» фотобумаге, произведённой в Польше или Германии.

Ведущий рубрики Виталий Малесник

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"