Окно в старый Геленджик

На фотооткрытке с историческим видом Геленджика надпись «Восточный берег бухты» дублирована на французском языке, т. к. это привлекало любителей почтовых открыток. Их отсылали в Европу из Москвы и Санкт-Петербурга, хвастаясь и сообщая, что впервые побывали этим летом на Кавказе с детьми.
Море тёплое и чистое, фрукты и дешёвый пансион (всё стоит копейки серебром). За монетку 15 коп. серебром 500-й пробы можно было купить на базаре Геленджика 10-15 кг яблок, груш или винограда (июль-август).
На переднем плане – скалистый морской берег в районе нынешнего санатория «Приморье». Забор из горбыля препятствовал проходу скота к морю и огораживал территорию нынешнего Лермонтовского бульвара.
Выброшенная волнами на берег морская трава чёрно-бурого цвета никем тогда не убиралась – так и лежала от сезона к сезону.
Купаленка и простыни, сушащиеся на берегу, – это начало бизнеса будущего геленджикского богача Николая Токаевича Николайшвили. Билетик на «морские ванны» стоил 5 коп., отдельная кабинка – 10 коп. серебром, а к 1913 г.: 15, 20, 50 коп. серебром, но и услуг стало больше.
За купаленкой – участок берега от будущей Лермонтовской площади до порта. Хорошо виден причал, построенный в 1894 г. Российским обществом пароходов и транспорта. Он постоянно удлинялся и ремонтировался. Потом их стало два: прибавилась городская пристань, ещё больше, – она видна тоже.