История

Юбиляр мировой фотожурналистики

Этой весной исполнилось бы сто лет мастеру военного репортажа Евгению Ананьевичу Халдею. Он оставил после себя впечатляющее наследие – тысячи фотографий периода Великой Отечественной войны. 1418 дней фотокорреспондент Халдей с помощью фотоаппарата Leicа фиксировал горечь поражения и радость победы воинов Красной Армии.

Сегодня многие, кто в своём телефоне имеет фотокамеру, считают себя фотографами. Ведь фотография – надёжный свидетель всего, что происходит в мире каждого человека. Но только мастер может запечатлеть ценнейшие кадры, по которым у потомков появляется представление о целой эпохе. Евгений Ананьевич в документальном фильме «Халдей – фотограф эпохи Сталина» представлен французскими создателями безусловным авторитетом фотожурналистики.

Лейтмотивом этой биографической летописи был путь советского народа к Великой Победе. Е. А. Халдей как сотрудник фотохроники ТАСС побывал на всех фронтах от Мурманска до Берлина и создал обширную галерею портретов солдат и генералов – героев войны.

Именно его фотодокументы использовались как неопровержимые доказательства военных преступлений на Нюрнбергском процессе в 1946 г. Награда на Международном фестивале фотожурналистики во Франции, которую Е. А. Халдей получил за два года до кончины в 1997 г., стала признанием профессионалов и благодарностью потомков за талант.

А ведь ростки его уникального дара проявились уже в отрочестве. Первый снимок 13-летний подросток сделал самодельным фотоаппаратом, в котором использовал линзу бабушкиных очков. В дальнейшем смекалка и упорство всегда помогали пареньку учиться на ходу, постигая технические азы фотографии. Он купил с рассрочкой на год фотоаппарат «Фотокор 1», чтобы быстро освоить его возможности. В то время, как растёт мастерство фотографа, развивается и фотографическая аппаратура.

В фондах Геленджикского историко-краеведческого музея хранится коллекция фотоаппаратов за период 100-летнего технического развития. Они классифицируются как пластиночные, широкоплёночные, малоформатные, миниатюрные, стереоскопические и полароиды.

Музейная коллекция начинается с фотокамер начала ХХ в., которые принадлежали старейшему фотографу Геленджика Борису Карловичу Понговскому. Также представлены складные камеры типа «фотокор» первой половины XX века отечественного и зарубежного производства. С такого пластиночного фотоаппарата с форматом кадра 9×12 см начал фотографическое дело Евгений Халдей.

На фотографии, сделанной на Нюрнбергском процессе, Халдей держит в руках камеру Speed Graphic, которую подарил ему американский коллега Роберт Капа. Этот аппарат со сменной оптикой, двумя затворами (шторным и центральным) относится к киноплёночному.
Американский подарок советскому фотомастеру объединяет с экземплярами геленджикской коллекции наличие светонепроницаемого корпуса, на котором крепятся узлы и механизмы. Знание нюансов отличает не только профессионала от любителя, но и свидетельствует о характере человека. Евгений Ананьевич с неодолимым упорством развивался в своём призвании.

В воспоминаниях о фотокорреспонденте упоминается, что он самостоятельно принимал решения, не дожидаясь редакционных заданий. На передовой рисковал жизнью, чтобы сделать кадр, в котором едины будут смысл и композиция. За годы войны он ни разу не воспользовался личным оружием для самозащиты, сосредоточиваясь лишь на фокусе объектива.

Возможно, за преданность фотоделу судьба сделала его счастливчиком, который за всю войну не получил ни одного ранения. А он ответил ей формулой своего призвания – точная режиссура каждого снимка и выгодные ракурсы.

Фотография 1943 г. сентябрьского боя на улице Новороссийска, на которой орудийный расчёт артиллеристов ведёт огонь по укреплениям противника в районе высоты Сахарная Голова. Несмотря на смертельную опасность, Евгений Халдей делает этот кадр, соблюдая законы фотографии – перспективы и композиции. В фондах нашего музея есть фотографии, сделанные при освобождении Новороссийска рукой мастера мирового уровня. На одной видим лишь спины и профиль полевых артиллеристов, которые ведут боевую стрельбу из дивизионной пушки 76-мм ЗИС-3 на восточной окраине Новороссийска в районе цементного завода «Октябрь». А с высоты мыса Пенай в эти же часы своим артиллерийским огнём корабельных 100-мм орудий их поддерживает батарея капитана А. Э. Зубкова, являясь ближайшей к линии фронта.

В начале 80-х годов XX века Евгений Халдей посетил Геленджикский музей, находившийся тогда в доме 23 по ул. Ленина. Автор, увидев свои фронтовые снимки в зале боевой славы, был признателен сотрудникам музея за сохранение памяти о его пребывании на Северо-Кавказском фронте.
Благодаря работе многих фотокорреспондентов фронтовых газет («Колхозный Черноморец», «Красное Черноморье», «Знамя Родины», «На страже») – Натальи Асниной, Бориса Гореловского, Александра Соколенко, Алексея Межуева, Анатолия Григорьева, Виктора Токарева, Самуила Рубинштейна – собрана галерея краснофлотцев Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота, базировавшейся в Геленджике. С фотопортретов на нас смотрят известные и безымянные герои, которые остановили врага, рвавшегося на Кавказ.

В воспоминаниях дочери великого фотографа Анны Халдей есть упоминание об интуиции её отца: умение мгновенно оценить возможности кадра, безусловно, большой помощник в создании шедевра, чья судьба – войти в историю. Но фотография 1945 года, где маршал Жуков на белом скакуне приветствует строй участников Парада Победы, получилась иначе.

Георгий Константинович Жуков лично спросил Евгения Ананьевича, как тому удалось предугадать момент фотосъёмки, когда ноги коня не коснутся земли, словно он летит в воздухе. Халдей ответил: «Я ничего не помню. Когда вы выехали из ворот, оркестр грянул «Славься!» – у меня комок к горлу подступил, и я на автомате снимал, снимал, снимал…»

Фотография «Знамя над Рейхстагом» известна любому человеку и является неотъемлемой частью истории.
Работы фотокора ТАСС занимают почётное место в золотом фонде мировой фотографии. Он был мастером, который обладал даром зорко и образно засвидетельствовать ценности эпохи. Призвание Е. А. Халдея – показать миру эпоху Победителей, и перед его мастерством потомки склоняют голову в знак уважения.

Татьяна Балуева, младший научный сотрудник подразделения «Батарея капитана Зубкова» Из книги «Геленджик: история, события, люди»

Фото Евгения Халдея

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"