Хлебокомбинат в те годы располагался на пересечении улиц Кирова и Островского, где сейчас спортивная школа «Виктория». Перед коллективом была поставлена особо важная задача: обеспечивать хлебом армию и население города.
Из выступления председателя Геленджикского райисполкома В.А. Князева в апреле 1945 года:
«…в 1942-43 годах я работал на хлебозаводе. Вместо 70 человек штат был 35. Работали, в основном, ночью, так как днем были массовые налеты вражеской авиации. Обслуживали полностью 3 армии и флот, расположенные в то время в районе Новороссийска и Геленджика. Мне было дано задание со стороны НКВД завод взорвать. Хотя у меня и все было готово к взрыву, но я этого не сделал (пользуясь указанием секретаря крайкома партии Богданова), так как считал, что последний момент еще не настал».
Такое решение В.А. Князева позволило сохранить завод, ставший основным поставщиком хлеба для фронта и населения района. Бывали случаи, когда при бомбежках выбивало стекла, срывало двери, но завод продолжал работать. Коллектив предприятия, состоящий в основном из женщин, работал посменно, но иногда смена продолжалась до 3-4 суток. Комсомольцы хлебозавода встали 21 декабря 1941 года на трудовую вахту и призвали всех комсомольцев района последовать их примеру.
Из воспоминаний старшего лаборанта хлебозавода, впоследствии Героя Социалистического Труда, Р.И. Никольской:
«Воду качали насосами их колодка, который находился во дворе завода, муку нам привозили военные. Работало тогда 40 человек, в основном женщины. На заводском дворе были вырыты траншеи. По сигналу тревоги мы бросали свои рабочие места и бежали во двор, в укрытие. А ведь хлеб не мог ждать, пока закончится бомбежка, он или подгорит, или тесто прокиснет. Однажды мы только выбежали из цеха, как неподалеку от нас упала бомба. Погибло много людей. Решили больше не бегать в укрытие, не бросать хлеб – уж если погибнем, то только от прямого попадания. Так с тех пор и пошло: вокруг рвутся бомбы, под ними земля содрогается, а мы печем хлеб, и ничего, что н будет пахнуть порохом. Когда начались бои на Малой земле, хлеб стали отправлять туда. Увозили его морем катера… Если хлеб не возвращался, мы были счастливы – значит, там, на линии огня, советские солдаты будут накормлены. А бывало, его привозили обратно из-за сильного немецкого обстрела. Был он мокрый и соленый от морской воды. Размачивая булки и добавляя в них тесто, мы поливали их слезами…».
За образцовое выполнение хлебозавода (хлебокомбината) приказом по войскам Черноморской группы войск Закавказского фронта за №073-Н от 17 декабря 1942 года были награждены боевыми государственными наградами: директор В.А. Князев – орденом Красной Звезды; механик А.У. Крицкий, бригадиры Е.Ф. Ластовка и К.Н. Литвинва – медалями «За боевые заслуги». Так высоко оценило командование Черноморской группы войск работу геленджикских хлебопеков.
Продолжение следует.
Отрывок из книги «Город-курорт Геленджик — город воинской доблести»
Материал пресс-службы администрации Геленджика