КультураКурорт

Погиб как солдат – на боевом посту

За всю историю газеты в редакции работало немало талантливых неординарных корреспондентов…
О непростой судьбе Евгения Ивановича Ключарёва «Прибою» однажды поведал его внук Александр Владимирович Ключарёв – его самого уже нет в живых.

…В годы войны газету редактировал С. Ф. Демидченко, а секретарём редакции был профессиональный журналист Е. И. Ключарёв. Редакция на тот период размещалась в землянке в горах, а типография – в городе. Несмотря на сложные условия, газета выходила регулярно.

В марте 1943 г. Ключарёв готовил материал для очередного номера находясь в порту – внезапно на город налетели гитлеровские стервятники, началась бомбёжка… Журналист погиб как солдат – на боевом посту.
Эти люди – наша история, наши корни. Долг сегодняшних газетчиков – сохранить добрую память о тех, кто «с лейкой и блокнотом, а то и пулемётом» добывал новости для народа, занимался нелёгким журналистским делом.


Из письма А. В. Ключарёва:
«Мой дед Евгений Иванович Ключарёв родился в 1898 г. Получив образование в Москве, восторженно встретил революционные преобразования. Вступив в Коммунистическую партию, возглавил Павлово- Посадскую типографию в Московской области. Его старший брат, находясь во главе Санкт-Петербургской православной церкви, был до смерти забит камнями разъярённой толпой. Такое родство могло привести к репрессиям при чистке партийных рядов.

Евгений Иванович, заботясь о многочисленной семье, выехал на Черноморское побережье в поисках подходящего места для по-селения. Геленджик привлёк сочетанием гор, моря и девственной природой окрестностей. Городок находился под управлением Совета колхоза «Ноябрьский Пленум», выпускавшего стенгазету.

Получив от колхоза одобрение на создание городской типографии, в 1936 г. Евгений Иванович организовал доставку из Новорос-сийска печатного станка в выделенное здание на ул. Ленина. В 1938 г. перевёз семью, поселившись в предоставленный рядом домик. Газету издавали вместе с Демидченко, печатая в типографии с двумя наборщиками, а резчиком бумаги и вращателем ме-ханизма станка определил двух своих сыновей. Жена работала преподавателем в школе.

С началом войны Геленджик готовился к эвакуации. Типографию разместили в горах, пряча от бомбёжек. Приняв должность ответственного секретаря газеты, Е. И. Ключарёв издавал агитационный «Боевой листок».

Семью Евгения Ивановича выселили из дома, отдав помещение для нужд армии. Жену с четырьмя малолетними детьми он устроил в землянке горного ущелья. О гражданском населении никто особо не заботился, питались кореньями и выпрошенными у бойцов сухарями.

В Геленджике проживала семья моей матери из шести человек, спасавшаяся от взрывов бомб в окопе, вырытом на придомовом участке. Трудовую обязанность отрабатывали в колхозе, выращивая лук и табак для армии. Мать, будучи молодой девушкой, работая медсестрой в госпитале с нехваткой личного состава, отправлялась в ежедневные поездки на телеге с впряжённой лошадью – объезжать город с двумя аэродромами Тонкого мыса, причалами торпедных катеров и базой гидросамолётов Толстого мыса для сбора тел погибших и раненых. Мать стирала солдатам бельё, а они делились с ней едой.

…Евгений Иванович просился на фронт, но ему было отказано. Старшего сына Леонида по партийной рекомендации направили воевать на Балтийский флот. При эвакуации кораблей из Таллина вся эскадра была затоплена бомбо-торпедной атакой авиации противника. Из тысячи моряков Леонид один остался жив, будучи подобранным из воды рыбаками.

Средний сын Владимир после окончания курсов стрелков-радистов защищал Ростов-на-Дону. Евгений Иванович написал письмо в Кремль Сталину, с просьбой о переводе сына во флот. Владимир попал в морскую пехоту на Туапсинский фронт. Освобождая страну от фашистских захватчиков, получил ранение в голову при рукопашной штыковой атаке. После излечения в госпитале был комиссован по инвалидности.
Сам Евгений Иванович неоднократно участвовал в морских походах на десантных катерах, описывая мужество солдат и матросов в боях.

В феврале на юго-западное побережье Цемесской бухты высадился морской десант, закрепившись на Малой земле. Каждую ночь в любую погоду из Геленджикской бухты выходили беспалубные деревянные 14-метровые мотоботы, ведомые торпедными катерами, перевозя десантников и снаряжение на захваченный участок побережья Новороссийска. Не всем катерам удавалось пройти Цемесскую бухту, освещаемую и простреливаемую. На обратном пути вожделенный высокий и крутой берег скрывал от врага потрёпанный маломерный конвой.

В марте 1943-го Е. И. Ключарёв находился на причале, помогая грузить снаряды на баржу, отправлявшуюся на Малую землю, и опрашивая раненых матросов, вернувшихся с десантной операции. Начавшийся авиационный налёт с бомбёжкой взорвал баржу с боеприпасами, вызвав огромные разрушения, погубив множество людей.

Тяжело раненный Евгений Иванович был помещён в уцелевший домик на ул. Советской, где умер на руках соседей 13 марта 1943 г. В трудных условиях военного времени закопан в воронке от авиабомбы на городском стадионе, левее памятника воинам, где покоится по настоящее время.

После войны нищета, голод и нужда разбросали семью по стране. Дочь Ключарёва получила инженерную специальность. Старший сын Леонид управлял заводом «Электросталь» под Москвой. Средний сын Юлий возглавил Башкирский пищевой комбинат в г. Бирске. Младший Валерий после окончания политехнического института работал главным инженером Ижорского завода г. Колпино под Ленинградом. Моему отцу Владимиру – инструктору горкома партии, в 1948 г. был выделен участок под строительство дома на ул. Ворошилова (нынешняя ул. Мира).

Все шестеро детей Евгения Ивановича Ключарёва – исключительно честные и преданные работе люди, ушли из жизни вместе с создаваемой ими страной.

…Остался памятник энтузиастам-первопроходцам-газетчикам в виде здания редакции газеты «Прибой».

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"