Культура

Целлулоидно-фарфоровое лето

У каждого из нас есть любимая игрушка. Да-да, даже у взрослых! Хотя, конечно, именно ребенка сложнее всего представить без этих пластмассовых пупсов и фарфоровых красавиц, солдатиков и машинок. Но когда увлечение не проходит с годами, а становится  настоящей страстью, тогда оно перерастает в коллекционирование. Одна из таких невероятных по своему составу и уникальности выставок на все лето прибыла в Геленджик.

Открылась она в начале мая в историко-краеведческом музее курорта и сумела вместить лишь треть обширной коллекции автора выставки Ирины Киек из Краснодара. Она  собирала эти игрушки более 10 лет. Большинство из них имеют давнюю историю. Есть и такие, которые уже отметили свое столетие.

Увлечение Ирины началось с любимых игрушек детства, позднее она стала приобретать понравившиеся экспонаты у самых разных коллекционеров страны и зарубежья.

Сейчас посетители смогут полюбоваться изящными антикварными куклами, выпущенными в Германии, Франции, Италии, Австрии, Гонконге в конце XIX века. Это чудо, что практически все куклы прекрасно сохранились. Но одежду и обувь сохранить в оригинальном виде было непросто. Тем не менее многие кукольные вещи натуральные, часть Ирина сшила своими руками. Особенностью выставки является то, что  игрушки находятся в окружении мебели, миниатюрной посуды, старинных колясок и предметов кукольного быта. Создавать эти живые экспозиции Ирине помогает муж Андрей, столяр-краснодеревщик.

Каждая игрушка по-своему неповторима. Рассказать хочется обо всех, но это невозможно: их слишком много. И это при том, что здесь, на выставке в музее Геленджика, представлена примерно треть коллекции. Мы познакомим вас с тем, что более всего приглянулось автору этой статьи, одной из первых посетившей выставку.

В витринах куклы европейского производства соседствуют с этническими куклами-неграми, ставшими сегодня большой редкостью. На тысячу белых производилась всего одна темнокожая. Наш африканский гость был произведен сто лет назад, тем не менее этот старичок умеет вертеть глазками (флиртовать!) и сидеть прямо, не заваливаясь назад.

Куклы начала ХХ века создавались для того, чтобы прорекламировать детскую одежду. Раньше малыши не играли в такие дорогостоящие игрушки. Кукол приобретали очень богатые люди и торжественно ставили их в зале на камин.

Лентяй Вовка из «Тридевятого царства». Он стал плодом воображения известного автора и художника Льва Смаргона. Кукла в «родной» одежде. А вот самодельная кукла 1930-х годов из соломы и ткани, ее нашли в одной из казачьих станиц на чердаке дома. Рядом на стеклянной полке витрины стоят куклы Сонненберг: мама с дочкой и сыночком в коляске. Запустив массовое производство этой целлулоидной семьи, Германия восстанавливала после войны состояние своей экономики. Они пользовались огромным спросом. Сейчас антикварные Сонненберг стоят по 15-20 тыс. рублей.

В России производство целлулоидных вазочек, линеек, мыльниц, пеналов было запущено примерно в начале прошлого века. А в 1933 году с конвейера сошел первый гладкий пупс, «плагиат» немецкой игрушки. Достаточно дорогие, в нашей стране они продавались как целиком, так и частями: можно было купить голову и сшить для нее тряпочное тело. Отдельно приобретались и ручки-ножки.

Многие старинные куклы имели натуральные человеческие волосы. По некоторым особенностям ценители могут распознать не только место и год выпуска игрушки, но даже фирму-производителя. Так, «Розебуд» можно узнать по оранжевым глазкам; малыши из Гонконга крутят ладошками, а при наклоне в их ротике начнет двигаться язычок. Темный пупсик умеет просовывать пальчик сквозь губы. Мануэллы (1956-60 годы) выпускались с разным оттенком кожи. Фабрика Сергея Дунаева в Сергиевом Посаде, работавшая с 1893 по 1937 годы, радовала ребятишек куклами с фарфоровыми лицами и шарнирными телами. В настоящее время эти куклы крайне редки и имеют высокую ценность. В России кукол выпускали также императорский завод, фабрика Журавлева и Кочешкова и Калишская фабрика.

В музее экспозиция останется еще на три месяца. Сотрудники планируют расширить экскурсионную часть, и юные посетители смогут не только потрогать кукол, но даже поиграть с ними в интерактивном уголке.

Ольга Костромина.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"