Культура

Режиссёр культурной жизни

Геленджик всегда, даже в непростые времена, умел сохранить свой неповторимый культурный облик. В том числе благодаря таким личностям, как главный режиссёр Дворца культуры Валентин Иванович Аверин.

Талант творить

Пятьдесят лет назад он приехал сюда, чтобы стать частью творческой жизни Геленджика. Заслуженный работник культуры Кубани, Валентин Иванович на протяжении многих лет является бессменным главным режиссёром карнавалов, сценаристом всех общегородских мероприятий.

Работы Аверина, как правило, легко узнаваемы – это яркий калейдоскоп красок, фонтан эмоций, свежие неожиданные решения и добротные сценарии, где видна рука мастера. Жизнь Валентина Ивановича столь же многогранна, как и его талант. Он успел сделать столько, что хватило бы и на несколько судеб.

Во многом благодаря его работе и творческим идеям Геленджик сегодня именно такой, каким мы его знаем: с уникальными карнавалами, фестивалями, праздниками. Не без участия режиссёра здесь зародилось немало традиций.

Единственная дорога

В культуру Валентин Аверин «пришёл» в шестилетнем возрасте, явившись в краснодарский Дворец пионеров с балетными тапочками в руках.

И с тех пор  идёт, не сворачивая, творческой дорогой. Окончив Краснодарский государственный институт культуры, он в 1972 году приехал в Геленджик.

— Валентин Иванович, Вы легко поступили в институт?
— С первого раза, но не без сложностей. Правда, это не было связано с уровнем моей подготовки – я уже обладал неким трудовым опытом, работал в Краснодаре в театре оперетты, в музыкальном театре, да и данные у меня все были, — улыбается собеседник. — Но институт тогда только открывался, возникли разные нюансы, и меня приняли как кандидата. Но уже после первой сессии, которую я сдал на одни пятёрки, перевели в студенты.

По окончании вуза культпросветработник высшей квалификации балетмейстер Аверин приезжает в Геленджик. И с этого момента начинается самая долгая, самая счастливая и плодотворная часть его жизни. Валентин Иванович устраивается в Зелёный театр. Когда через год открыли Дворец культуры, он переходит туда.

— Мы помогали строить объект, убирать, ходили на субботники, — вспоминает режиссёр. —  Директором ДК тогда был Леонид Григорьевич Плешков, чьё имя дворец сейчас носит. И с тех пор, практически 50 лет, я работаю здесь – вначале балетмейстером, потом – художественным руководителем ДК, был даже директором.

Уже живя в Геленджике, Валентин Аверин получил ещё одну творческую специальность — режиссёра массовых праздников во Всероссийском институте повышения квалификации работников культуры. Время учёбы, проведённое в Москве, Валентин Иванович вспоминает с большой теплотой.

– Этот институт мне очень многое дал. У нас преподавали удивительные люди, — говорит он. – Например Иосиф Туманов, постановщик церемоний открытия и закрытия Олимпиады-80, Анатолий Силин, режиссёр первого возрождённого карнавала в Геленджике, который также занимался проведением праздников в Кремлевском Дворце съездов.   Именно в институте мы с ним познакомились и в дальнейшем общались по жизни.

Несколько фактов

Валентин Аверин срежиссировал порядка 10 тысяч масштабных мероприятий в Геленджике, в Краснодарском крае и за его пределами.

Он был главным режиссёром праздника к 200-летию Кубани, Фестиваля искусств Кубани, поставил один из кинофестивалей «Кинотавр». Работал с Виктором Захарченко и Кубанским казачьим хором.

В 2000 году Валентину Аверину присвоено звание «Заслуженный работник культуры Кубани», в 2005 году его имя включили в энциклопедию «Лучшие люди России».

Трудовой путь отмечен множеством краевых и муниципальных наград, а также — благодарственным письмом Президента России.

Елена Василенко, заместитель главы муниципального образования город-курорт Геленджик

Валентин Иванович Аверин — заслуженный работник культуры Кубани, главный режиссер и сценарист многих общегородских мероприятий. Первый постановщик реконструкции высадки героического десанта на Малую Землю, а также исторического боя парусного флота России в Цемесской бухте, автор и постановщик спектаклей по трилогии Леонида Ильича Брежнева «Малая земля». С 1977 года является постановщиком геленджикского Карнавала, ставил его на протяжении долгих лет.

Развитие событийного туризма в Геленджике предусматривает новый современный подход к проведению мероприятий. Благодаря необыкновенному таланту Валентина Ивановича на курорте зарождаются новые традиции. Например праздник «Бархатный сезон», новогодний праздник «Зимний карнавал» и многие другие Его представления собирают тысячи зрителей и проходят с неизменным успехом.

В ритме карнавала

Одно из детищ Валентина Аверина – знаменитые на всю Россию геленджикские карнавалы, которые он ставил, начиная с 1977 года.

Правда, в девяностые карнавал пережил «клиническую смерть». А с 1998г. вновь стал проводиться регулярно. Это культурный бренд и гордость  курорта, он открывает лето, задавая тон предстоящему сезону. К слову, в 2019 году наш карнавал признан лучшим туристическим событием года в рамках краевого конкурса «Курортный Олимп».

Напомним, что самое первое красочное шествие состоялось в городе в 1939 году, в 1977-м его возродили после длительного перерыва. Валентин Иванович был тогда в составе постановочной группы. Он же стал автором идеи и постановщиком другого театрализованного представления, которым очень гордится.

— Это был ещё один грандиозный карнавал — на воде. Шоу уникальное, поскольку такое оно — единственное в мире. Красиво декорированные корабли, яхты, теплоходы, катера, исторические суда с наряженными в костюмы командами. И все это под музыку с песнями, танцами движется по водной глади синего моря на фоне голубого неба. Завораживающе красивое зрелище! – говорит режиссёр.

— Ваши первые карнавалы отличались по форме и содержанию от современных?
— Вначале мы делали их на хорео-графической и юмористической основе. Потом решили разнообразить – стали привлекать «перьевые» коллективы, спортивные, ансамбли современного танца. И карнавал заиграл другими красками, добавился элемент зрелищности.

— Чем наши шествия отличаются от других?
– Геленджикские карнавалы хороши тем, что кроме зрелищности в них есть ещё и содержание. Нам важно не просто повеселиться от души, но и получить ответную реакцию зрителей.

Мир через объектив

Не все знают, что Валентин Аверин стал основоположником телевидения в Геленджике.

— Валентин Иванович, с чего всё начиналось?
— В 1989 году я организовал первое в городе ТВ, которое просуществовало лет 25. Тогда собралось несколько энтузиастов-любителей, купили передатчики, поставили передающие антенны и запустили собственное телевидение. Нас было очень мало, поэтому все мы были и режиссёрами, и операторами, и ведущими. Всё — в диковинку, и жители с удовольствием каждый вечер, не отрываясь, смотрели местные сюжеты о собственном городе, о прекрасных людях. Работа с ТВ заставила по-иному мыслить — более оперативно, сжато и красочно. Телевидение, думаю, по своему духу и поиску близко к нам, работникам культуры. У него аналогичное содержание, но вот форма немного другая – всё через объектив.

Город мастеров

Ещё одной интересной страницей в своей биографии Аверин считает депутатскую работу в двух созывах городской Думы.

— Мне очень нравилось быть депутатом, — признаётся Валентин Иванович. – Я с большой благодарностью вспоминаю тот насыщенный период жизни. Споры депутатов в Думе, поиск решений – всё было очень интересно. Шло становление новой жизни в стране, начинались большие перемены в городе, в том числе зарождалась наша набережная. Геленджик активно развивался, рос, менял облик.

— На Ваш взгляд, культурная жизнь Геленджика имеет свои особенности?
— Конечно, у нас здесь своя специ-фика. Мы – город-курорт, и культура здесь должна быть на высоком уровне, чтобы отдыхающие могли получить определенный духовный заряд. Геленджик всегда слыл хотя и маленьким городком, но культурным. Надо отдать должное и руководству курорта: оно поддерживало и поддерживает развитие культуры. Геленджик иногда всей Кубани показывает пример культурно-просветительской работы.

В 90-е годы были опасения, что город может скатиться до казино, варьете, ночных клубов с пошлыми представлениями. Но этого, к счастью, не произошло. Сейчас сфера культуры у нас развитая, мощная структура с массой специалистов. Всё делается для того, чтобы Геленджик стал городом-праздником, и в этом заслуга многих талантливых людей: поэтов, музыкантов, композиторов, художников.

— Особое место в Вашем творчестве занимают патриотические мероприятия. Как Вы считаете, человеку искусства важно быть патриотом?
— Обязательно! Иначе творчество его пустое, «финтипляс», да и сам человек — пустышка. Как бы красиво ни рисовал художник или ни ставил режиссёр – если нет в нём патриотизма, это всё ерунда, искусство ради искусства.

Кресло для мэтра

Не так давно соратники режиссёра сделали ему необычный подарок. В большом зале Дворца культуры появилось кресло мастера, украшенное именной табличкой. Таким образом коллеги продемонстрировали своё уважение к мэтру и подчеркнули его заслуги перед городом.

— Валентин Иванович, в именном кресле часто сидите?
— Конечно. Мне нравится, я часто сижу в нём, особенно во время репетиций.

— Ваше имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России». Чувство гордости испытываете?
— Лгать не буду: это приятно. Когда открываешь книгу, то первая фамилия – Владимир Путин. Там немало хороших людей, в том числе несколько человек из Геленджика.

— Вам везло на людей по жизни?
— Безусловно. У меня всегда были хорошие педагоги, наставники, затем — сотрудники, коллеги. Как правило, многие из них очень талантливые люди. В течение пятидесяти лет было огромное счастье работать с мастерами. Из старшего поколения это Люция Илларионовна Вечернова, Леонид Григорьевич Плешков, Вера Ефимовна Камениди и другие. Я благодарен и тем, кто рядом сейчас — у нас хорошая команда, отличный коллектив, и мы с удовольствием вместе творим.

— Чем занимаетесь сегодня?
— Идёт серьёзная подготовка ко Дню города. Далее на очереди — празднование в этом году 85-летия Краснодарского края.

— У Вас большое количество наград и благодарностей. Какую считаете самой ценной?
— Пожалуй, медаль от руководства Геленджика за активное участие в жизни курорта, в его развитии. Мне очень дорого, что город, который я безмерно люблю, оценил мой труд.

— При такой загрузке удаётся отдыхать?
— Вы знаете, я разучился отдыхать. Всегда был трудоголиком, отдавал себя полностью работе. Она — моё призвание, которое я пронёс через всю жизнь.

Реклама 12+

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"