
Народный артист России, саксофонист Игорь Бутман в интервью «Прибою» поделился мнением о будущем джазового фестиваля в Геленджике и рассказал о том, какие исполнители оказали на него влияние и какую музыку слушает сейчас.
Джазовый вечер в компании Игоря Бутмана и его квартета состоялся в рамках музыкального фестиваля «Бухта. Геленджик» в «Геленджик Арене».
В рамках феста во Дворце культуры курорта Игорь Михайлович устроил настоящий подарок детям – мастер-класс для учащихся Детской школы искусств, воспитанников учреждений дополнительного образования, а также участников детского оркестра ДК.
На встрече мэтра с юными дарованиями побывал и наш корреспондент, понаблюдал за мастер-классом и лично пообщался с народным артистом.
– Игорь, расскажите, с чего началась ваша любовь к музыке?
– Когда мне было два года, я обожал слушать пластину Rocco Granata «Marina». Многие её знают и помнят в ней припев «Марина, Марина, Марина…» Так вот, я слушал её без конца, до тех пор, пока ни мама, ни бабушка, ни папа уже не могли её слушать, и от меня её прятали… Когда я подрос, стал играть на барабанах дома, поигрывал, импровизируя под звуки пластинок. Отец у меня был инженером, по вечерам играл на барабанах в группе на свадьбах и корпоративах. Он очень обожал Леонида Утёсова, а вот дед был скрипачом, потом регентом церковного хора, всё агитировал меня в классику, а папа – в джаз… Отец победил!
– В начале творческого пути что нужно понять начинающему музыканту?
– Сперва нужно понять – это будет дело всей твоей жизни или ты просто хочешь познать различные стили музыки для личного творческого потенциала. И уже от этого понимать глубину погружения.
– Что можете сказать о фестивале в Геленджике?
– Я рад, что наконец-то в вашем городе появился фестивальный проект, который проходит именно в таком формате. Для меня важно, чтобы джазовая музыка звучала во всех городах нашей необъятной страны, джаз в России вновь в тренде. «Бухта. Геленджик» вполне может стать традиционным, такая музыка привлечёт новую волну туристов, да и знаю не понаслышке, в вашем городе живёт немало ценителей джаза.
– Что любите слушать, помимо джаза?
– Не поверите, обожаю классику, моя супруга Анна окончила консерваторию по оперному вокалу, сейчас не поёт, но знает все оперетты наизусть. Благодаря ей, начинаю втягиваться в классическую музыку оперного жанра. Хотя раньше это направление мне не очень нравилось. Теперь слушаю тех оперных певцов, кто блещет своей вокальной импровизацией: Марию Каллас, Лучано Паваротти, Анну Нетребко… Конечно, c детства люблю рок, были времена, когда я бренчал на гитаре, обожаю особенно старые группы: «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Earth, Wind&Fire», «Blood, Sweat&Tears». Из современного, чтобы мне что-то нравилось, не скажу. Одно время слушал группу «Uma2rman» и «Любэ». Сейчас, ни с того ни с сего, могу и послушать песню «Зацепила» моего очень близкого товарища Александра Реввы.
– Расскажите о своём саксофоне, с которым вы сегодня выступали, есть ли у него интересная история?
– У меня французский серебристый Нenri Selmer Paris, доставшийся мне от одного очень хорошего музыканта в 1989 году. У меня несколько инструментов, но этот, пожалуй, самый любимый.
– Какие исполнители оказали большее влияние на вас и вашу карьеру?
– В 17 лет, будучи студентом, я впервые услышал альбом «Heavy Metal Be-Bop» группы «Brecker Brothers». Мог сутками слушать соло Майкла, каждый раз удивляясь тому, как особенно звучит его инструмент. В какой-то момент понял, что слишком увлёкся творчеством Брекера и невольно копировал его во время занятий. Это, конечно, не очень хорошо, так как мне необходимо было выработать свой стиль. Поэтому на какое-то время прервал ежедневное прослушивание любимого альбома. Очень сильное влияние на меня оказал и мой педагог Геннадий Львович Гольштейн, как по мне, он самый выдающийся джазовый саксофонист в мире. Также могу вспомнить и замечательного питерского музыканта Бориса Голощёкина. Также оказал влияние на меня пианист и композитор Николай Левиновский, к которому я мечтал попасть в ансамбль и в конечном итоге попал, мы до сих пор сотрудничаем. Рад, что мне удалось пообщаться и гастролировать с пианистом Дейвом Брубек и саксофонистом Гровером Вашингтоном. Это те музыканты, кто меня направлял на истинный путь к джазу.
Александр Бочнев, фото автора