ИнтервьюКультура

115 лет культуры и истории

Геленджикский историко-краеведческий музей отметил 115 лет со дня основания. Сегодня музей – не просто хранитель материальной и духовной культуры нашего курорта, но и активный популяризатор культурных ценностей. Накануне юбилея музея мы побеседовали с его директором Натальей Геннадьевной Гадзюк.

Геленджикский историко-краеведческий музей это:

5 структурных подразделений и головной музей

Более 50 выставок и экспозиций в год

Более 70 000 предметов основного фонда

Около 18 000 архивных документов

Более 7 500 экскурсий в год

Около 200 культурно-массовых мероприятий в год

Около 40 научных статей в год

Более 130 000 посетителей в год

Наталья Гадзюк, директор музея.

Наталья Геннадьевна, расскажите, чем музей живёт сегодня? Какие проходят выставки и мероприятия? Чем привлекаете жителей и гостей города?

– Наш музей равняется на спрос со стороны посетителей. Мы много работаем, чтобы быть актуальными и интересными. Посещаем конференции и семинары наших коллег, делимся своим опытом и перенимаем чужой, стараемся разнообразить нашу программу мероприятиями, лекциями, тематическими экскурсиями. В последние годы музей продвигает такую тенденцию – среди основных экспозиций принимать ещё и передвижные выставки. Недавно у нас прошла выставка Национального музея Дагестана, на которой представили как акварельные работы, так и живопись.

Также выставлялись предметы быта, кувшины, утварь и национальные костюмы. Потому что людям важно максимально погрузиться в исторический и национальный колорит того или иного народа. Сейчас у нас продолжает работать выставка Национального музея Республики Адыгея.

Краснодарский край в себя включает огромное разнообразие народностей. И музей старается рассказать о каждом. Кроме того, в каждой выставке участвуют и представители национальных диаспор курорта, которые выступают с вокальными, танцевальными номерами, что ещё глубже подчёркивает колорит и погружает в культуру каждого народа.

Недавно мы открыли выставку всемирно известного художника, скульптора, монументалиста Зураба Константиновича Церетели, который отметил в этом году 90-летие. Это очень дорогие эмали, дорогие как в своём исполнении, так и в художественном смысле этого слова. Такое буйство красок, колорит, каждую работу хочется рассматривать под лупой, каждую деталь, а потом собирать это воедино. И нам отрадно, что Зураб Константинович доверяет, казалось бы, провинциальному музею представлять свои работы.

Конечно, в год юбилея музей выставляет уникальные исторические и археологические артефакты: античные иконы, старые дагестанские украшения, находки из Борисовского могильника. Мы стараемся представлять оригинальные предметы, подлинники, и по откликам людей видно, что им важно было увидеть оригинал предмета, так люди больше проникаются интересом к тому месту, где они находятся. Посещая наши выставки, даже коллеги из других музеев высоко оценивают нашу работу, отмечают, насколько правильно построена экспозиция, насколько она интересна посетителям, насколько отвечает современным тенденциям и требованиям.

Расскажите подробнее, что это за требования и тенденции? И что значит правильно выстроенная экспозиция? 

– Выставка – это не просто набор картин или экспонатов, все эти предметы должны выстраиваться в логичный и связный рассказ. В этом и состоит работа научного сотрудника и экскурсовода. От связности этого рассказа будет зависеть, найдёт ли посетитель для себя ответы или уйдёт с ещё большим количеством вопросов. Также на качество выставки влияет и расположение самих предметов, с чего начинается выставка и чем она заканчивается.

Мы не просто привозим выставку ради выставки, а ищем глубину истории, как можно связать Геленджик с тем или иным художником или литератором. Например, выставку Милляра посвятили его юбилею и связали с пребыванием Георгия Францевича в Геленджике, его творческим становлением в период детства, юности, когда он делал первые шаги на театральных подмостках городского выставочного зала. И для многих людей, даже местных, музей делает много открытий.

Привозя любую другую выставку, мы ищем такие зацепочки, что можно было бы связать с родным городом и как можно глубже рассказать не только ту информацию, которую человек может прочитать в книге или в Интернете. Мы стараемся связать всё с архивами, фотографиями, документами, которые у нас сегодня есть. И, планируя следующие выставки, мы смотрим, какие литераторы творили в Геленджике, какие исторические личности посещали курорт, с какими государственными деятелями была связана история.

Вы рассказали, что у музея частая сменяемость и высокий уровень передвижных выставок. За счёт чего получается держать такой темп и уровень работы?

– Во-первых, скажу, что Геленджикский историко-краеведческий музей можно назвать пионером передвижных выставок в Краснодарском крае. Это ещё в советский период было придумано нашими научными сотрудниками.

Каждый сотрудник понимает ответственность за своё направление. У нас, как и у любого музея, есть показатели по числу посетителей, по проведённым мероприятиям. Мы, конечно, ориентируемся на эти цифры, но главная задача для нас – быть интересными.

Музей сегодня основной источник, который даёт достоверную информацию, полагается на факты и архивные документы. Перед нами стоит важная задача добиваться достоверности, объективности фактов, и, понимая это, команда работает на высоте.

Наталья Геннадьевна, как директор историко-краеведческого музея, какие цели вы перед собой ставите?

– В первую очередь, это, конечно, сохранение нашей музейной деятельности, потому что мы сегодня не можем уйти полностью в развлекательное направление, это сразу нарушит границы музея. Да, мы используем элементы развлечения, чтобы материал не был скучным, разбавляем средствами визуализации, технологиями. Где-то материал подаём в игровой форме или используем, скажем, иммерсивный театр. Но основа этого, конечно, архивный материал. Сохранение наших фондов – это самое главное.

А для этого создаются близкие к идеальным условия хранения. Именно от сохранности предметов зависит, смогут ли прикоснуться к истории наши посетители через сто лет. И мы работаем над этим уже сегодня. Создаём климат-контроль в помещениях, ухаживаем за экспонатами. Нам повезло, что главный хранитель музея, Ирина Андреевна Королёва, несмотря на молодость, скрупулёзно ведёт эту работу. У неё на счету каждая пуговка, каждый археологический предмет.

Мы, как современный музей, хотим идти в ногу со временем. Изучаем мировые тенденции в музейном деле. Конечно же, откликаемся на вызовы времени, ориентируемся на политику государства, если нынешний год объявили Годом семьи – это тоже отражается в нашей работе. Как корабль, направляем наш музей по нужному курсу. 

Расскажите, что представляет из себя фонд музея.

– Фонд – это сердце музея. В нём более 80 000 предметов. Это 10 коллекций: редкой книги, археологии, предметов этноса, тканей, оружия, нумизматики, изобразительного искусства, отдела природы, фотографий, письменных источников.

Большое место в нашей экспозиции занимает Великая Отечественная война. Геленджик – прифронтовой город, поэтому много внимания уделяется этой теме. И, благодаря проделанной работе, поиску подтверждающих фактов, Геленджик получил звание города воинской доблести. Мы эту тему развиваем и продолжаем над ней работать. Сегодня уже создаётся новая экспозиция, посвящённая специальной военной операции. Собираем документы, факты, чтобы эту историю рассказывать. Потому что история не останавливается и вершится каждую минуту.

С чего началась коллекция редких книг Геленджикского музея?

– В фонде музея хранится редкая и важная книга – Елизаветинская Библия. Это третье издание, датируется 1757 годом. Артефакт передали музею из станицы Шапсугской в 1948 году. Это была одна из первых книг, на основе которых создали коллекцию редких книг музея.

Большая комиссия редакторов работала над переводом священного писания с греческого на церковно-славянский язык. До этого издания только отдельные книги были переведены на русский.

Книга совсем недавно вернулась с реставрации. Этому предшествовала долгая и упорная работа руководства и научных сотрудников геленджикского музея по поиску реставраторов, оформления документации на перевозку книги к месту проведения работ.

Расскажите про самые интересные, самые ценные экспонаты фонда. Чем геленджикский музей может гордиться, похвастать, что есть особенного? 

– Для нас, конечно, важен каждый предмет, найденный или переданный, потому что у каждого предмета своя история. У нас представлен огромный археологический пласт. Это тот культурный слой нашей истории, который рассказывает о том, что на территории города располагалась Римская империя. Неспроста Геленджик входит в Золотое кольцо Босфорского царства.

Наш город – участник большого исторического периода, и у нас есть предметы в фондах, которые подтверждают это. Это археологические раскопки, которые связаны с периодом античности. В экспозиции представлены предметы бронзового века – стеклянная посуда, оружие, предметы быта, украшения.

Поэтому нельзя сказать, что один экспонат для нас ценный, а другой менее важен. Потому что музей собирает всё самое ценное, всё самое дорогое в контексте истории.

Что изображено на логотипе Геленджикского историко-краеведческого музея?

– В экспозиции музея представлен один из лучших образцов средневекового искусства – бронзовый начельник в виде фигурки лани, украшавший голову коня. Экспонат обнаружили сотрудники музея М. Г. Минеев и А. Б. Григорьев в 1987 году. Предмет нашли вместе с конской сбруей в захоронении в районе села Пшада. Это захоронение относится к X–XII векам.

Бронзовый начельник в виде фигурки лани, украшавший голову коня — символ музея.

Пшадское захоронение было богатым на археологический «улов» – после этой экспедиции фонд музея пополнился 308 новыми артефактами.

Начельник в виде лани, как считают учёные, свидетельствует о культурном влиянии кочевников на местные племена.

«Фигурка впитала в себя художественный стиль соседних народов, но не похожа ни на то, как изображали животных скифы, ни на то, как ланды. То есть это аутентичное творчество местных мастеров, которые были не менее искусны», – рассказывает об артефакте главный хранитель фондов Ирина Королёва.

Это редкий экспонат, не имеющий аналогов на Северо-Западном Кавказе, неудивительно, что именно этот уникальный артефакт выбрали, чтобы украсить логотип геленджикского музея.

Взаимодействуете ли вы с другими музеями, культурными учреждениями?

– Конечно, у геленджикского музея много партнёров – творческих, финансовых, информационных. В массовых мероприятиях нам постоянно помогают Дворцы культуры, и геленджикский, и дивноморский, и Кабардинки, Марьиной Рощи. Помогают не только с оборудованием, но и ставят музыкальные, танцевальные, театральные номера.

Большую поддержку оказывает управление культуры и администрация города. Глава города Алексей Алексеевич Богодистов, заместитель главы города Янина Владимировна Скорикова, начальник управления культуры, искусства и кинематографии Екатерина Владимировна Себелева – это те люди, которые помогают реализовать наши самые смелые проекты. Я выражаю им огромную благодарность, потому что для существования такого огромного музея нужна серьёзная поддержка властей. То, что музей располагается на первой береговой линии, заслуга администрации.

Думаем, что всё же главное достояние ваших фондов – это люди, которые тесно связаны с музеем. Расскажите о них.

– Над каждой страницей летописи музея ежечасно трудятся музейные работники. Десятки лет работают в музее настоящие мэтры – Л. А. Яновская, Т. А. Зиновьева, О. М. Фадеева, Т. А. Небиеридзе, А. М. Завалий, которые передают свой опыт и знания молодому поколению и всем любителям истории родного Геленджика.

Татьяна Зиновьева проводит экскурсию.

М. С. Титова сделала первую экспозицию в доме-музее Короленко. Главный хранитель Г. В. Цигунова практически всю жизнь посвятила музею, по крупицам собирая и храня экспонаты. Заведующий отделом истории древнего общества М. Г. Минеев внёс большой вклад как в сбор, так и сохранение историко-культурного наследия курорта.

За последние годы сотрудники музея не раз занимали почётные места на Аллее трудовой славы Геленджика, награждены грамотами Министерства культуры Краснодарского края. А музей неоднократно становился призёром и победителем в городских и краевых конкурсах по военно-патриотической работе.

Думается, что для Геленджикского историко-краеведческого музея 115 лет – это всего лишь начало.

Янина Скорикова, заместитель главы муниципалитета:

«Историко-краеведческий музей Геленджика – это настоящий кладезь истории. А мы стремимся сделать его ещё доступнее и интереснее для всех.

Благодаря поддержке главы курорта Алексея Богодистова, музей обрёл новый современный облик, стал ещё более комфортным для посетителей и продолжает развиваться дальше. Планируется увеличить хранилища.

Для удобства посетителей действует акция «С картой дешевле», благодаря которой для всех, кто расплачивается картой, вход в музей станет дешевле. 

Не секрет, что музей – это не просто хранилище артефактов, а важное место, где жители и гости курорта учатся ценить историю Геленджика, уважать город, в котором живут и отдыхают. В прошлом году с экспозициями музея ознакомились более 113 тысяч посетителей. И это доказывает интерес людей к истории своей страны». 

Военно-патриотический маршрут Геленджикского музея

Геленджикский историко-краеведческий музей – это не только выставочный зал и основная экспозиция. Под крылом учреждения работают несколько подразделений, особое место среди них занимают места боевой славы Геленджика. Землянки штаба 18-й армии, батарея капитана Челака и батарея капитана Зубкова – так называемый военно-патриотический маршрут.

Батарея № 714 и землянки штаба 18-й армии – важные страницы военной истории Геленджика. К сожалению, в советское время этим историческим памятникам уделялось недостаточно внимания. Но совсем недавно, по инициативе главы города Алексея Алексеевича Богодистова, эти уникальные памятные локации восстановили и привели в порядок.

Все три памятника являются популярными историческими объектами и связаны в единый военно-патриотический маршрут.

Автор Марк Гордюшин

Реклама, 0+

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"