ИнтервьюКультура

«Фанфары» маэстро Владимира Барсукова

Этот музыкальный коллектив знают многие. «Фанфары» выступают на городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах. В День Победы на площади перед администрацией старые песни звучали так, что пройти мимо было просто невозможно. Духовой оркестр это целый организм, извлекающий из инструментов музыку, которая может сказать больше, чем тысячи слов.

Оркестром духовых инструментов «Фанфары» более восьми лет руководит маэстро Владимир Барсуков. За эти годы оркестр, в котором постоянно занимаются 34 человека, добился звания образцового музыкального коллектива и с успехом его подтвердил.

А начиналось всё непросто. С желания работать и всего двух инструментов.

С корреспондентом «Прибоя» Владимир Валентинович встретился перед репетицией.

– Я  имею без малого полвека стажа работы в духовом оркестре, – рассказывает он. – Жил в Омске, работал в музыкальной школе, руководил образцовым детским коллективом. Привык к насыщенному ритму жизни. Когда 10 лет назад переехал в Геленджик, поставил себе задачу – создать оркестр и вывести его на хороший профессиональный уровень. В 2016 году меня приняли на должность педагога в центр дополнительного образования «Эрудит». Помещение для занятий нашлось в актовом зале школы № 8. Должность была, а вот инструментов не было. Нужно было всё начинать с нуля. Набрал детей. С помощью их родителей покупали инструменты, ремонтировали их, создавали базу. В течение года сложился сыгранный коллектив, который уже мог заявить о себе. Было бы идеальным создать оркестр численностью около 60 человек. Чтобы в коллективе были профессионалы, на чьём примере можно было учиться.

Берём всех, кто хочет играть. Желательно, конечно, чтобы ребёнок имел музыкальный слух и чувство ритма, но многие навыки дети получают на занятиях оркестра. Здесь учимся правильной постановке дыхания, именно дыхание помогает извлекать чистый и красивый звук. Изучаем нотную грамоту, сольфеджио. Играем упражнения на развитие техники, учимся синхронной работе языка, дыхания, пальцев. Строго обязательна дисциплина. Коллектив оркестра можно сравнить с часовым механизмом, где каждая шестерёнка находится на своём месте и выполняет свою функцию. При этом все они чувствуют руку дирижёра и способны понимать друг друга по одному жесту. Только такая работа будет эффективной. И всё это – большой, каждодневный труд. Интересно бывает, когда на выступлениях к нам подходят с вопросами: «Вы из Краснодара приехали? Из музыкального училища?»

Пока идёт беседа с маэстро, в зале начинают собираться школьники на репетицию. Приезжают со всего муниципалитета – Марьина Роща, Кабардинка, Геленджик, Светлый, Возрождение, Дивноморское…

– Каждый из ребят, однажды научившихся работать в коллективе духового оркестра, хорошо знает, что такое чувство локтя и работа на одном дыхании, умеет понимать тех, кто находится рядом. Такой человек не совершит плохого, необдуманного поступка и всегда будет трудолюбивым и ответственным гражданином своей страны, – уверенно говорит о своих воспитанниках Владимир Барсуков.

– При выборе программы всегда держим высокую планку. Она большая, сложная, совсем не детская, – продолжает Владимир Валентинович. – Играем разную музыку – от классических произведений до латиноамериканских. Но, если учиться на песенках вроде «В траве сидел кузнечик», далеко не уедешь и в музыкальное училище не поступишь. А оркестранты «Фанфар» увлечены своим делом и настроены на успех. Не могу не похвастаться, любой из наших ребят может спокойно играть со студентами 3-4 курса музыкального училища.

Для подтверждения звания образцового оркестра мы подготовили новую программу. Специфика коллектива в том, что занимаются школьники, состав меняется. Но мы не крутим годами старую программу, меняем её, усложняем, развиваемся. 

Успехи выпускников

Лучшая оценка руководителя оркестра – дальнейшая профессиональная карьера его выпускников. И тут есть о чём сказать.

Владимир Мусиенко и Георгий Якоук после окончания Новороссийского музыкального колледжа продолжили обучение в Казанской консерватории им. Жиганова на оркестровом факультете. Кроме того, Владимир Мусиенко – артист оркестра Казанского Суворовского училища.

Иван Комаров – студент Саратовской государственной консерватории им. Собинова.

Александр Гридин получает высшее образование дирижёра духового оркестра в Российском государственном университете.

Владимир Гридин после окончания Ростовской консерватории продолжает обучение в Российской государственной академии искусств. Оба брата – артисты образцово-показательного оркестра войск национальной гвардии Российской Федерации.

Иван Огарков учится в государственной консерватории им. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Играет во Всероссийском юношеском оркестре Юрия Башмета.

Не без проблем

Образцовый оркестр духовых инструментов «Фанфары» работает на хорошем профессиональном уровне. Можно было бы принимать участие в большем количестве музыкальных конкурсов, но трудность с транспортом. Инструменты надо перевозить, причём максимально бережно. Пока такие выезды лежат на плечах родителей участников оркестра.

А ещё в мечтах – собственное репетиционное помещение. Актовый зал школы – это неплохо, но приходится подстраивать график репетиций под школьные мероприятия.

Признание маэстро

Выдержки из писем родителей оркестрантов

«От имени родителей юных участников духового оркестра под управлением Барсукова Владимира Валентиновича благодарим его за творческое воспитание наших детей, за умение создавать сплочённость детского коллектива, как единого организма, за терпение и любовь к ученикам».

«Владимир Валентинович помог определиться с выбором жизненного пути нашим детям – Александру и Владимиру Гридиным».

«Огромная благодарность за труд, неравнодушие, заботу. Успех наших детей – это ваша заслуга. Мы с вами. Будем и дальше помогать и поддерживать».

«Наша семья благодарит вас за Софью. За ваш великий труд и терпение. За развитие и рост нашей дочки. Софью посмотрели и протестировали в двух музыкальных школах Питера. Экзаменовали по полной, даже чтение с листа было. Приняли и в музыкальную школу по классу флейты, и в симфонический оркестр Аничкового дворца».

Инна КУЗНЕЦОВА

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"