
В преддверии Всемирного дня театра, который отмечался 27 марта, корреспондент «Прибоя» встретилась с Эдуардом Юрковым, художественным руководителем Театра Старого парка. Разговор коснулся секретов успеха, планов на будущее и сохранения магии театра в эпоху цифровых технологий.
– Эдуард Михайлович, в эпоху переизбытка цифрового контента интерес к театру не ослабевает. Что, по-вашему мнению, делает искусство Мельпомены незаменимым для современного человека?
– Секрет прост: людям нужно живое общение. Театр – это искусство живого актёра, эмоции, музыка, рождающиеся здесь и сейчас. Цифровой мир лишает нас этого, а театр восполняет дефицит. Растущий интерес зрителя – это высокая оценка нашей работы и огромная ответственность. Как говорил Николай Васильевич Гоголь, театр – это кафедра, с которой можно сказать многое.
– Театр – это свобода творчества. Но как современные культурные тренды влияют на вас?
– Андрон Кончаловский говорил, что театр, увлечённый глобализацией и коммерцией, рискует забыть об истинном искусстве. Суть театра – в чувствах. Нужно оставаться верными классике, но искать современные формы, вызывающие глубокий эмоциональный отклик, заставляющие сопереживать. Мы стремимся к высокой эстетике и приучаем зрителя к ней.
– В чём миссия Театра Старого парка? Что вы стремитесь донести до зрителя, какое впечатление оставить в его душе?
– Наша миссия – пробуждать чувства, окрылять, вдохновлять на полноценную жизнь. Помню, после спектакля по Чехову к нам подошла семья из Горловки. Они благодарили со слезами на глазах, говорили, что спектакль стал для них глотком свежего воздуха.
В каждую постановку мы вкладываем частицу себя, свои размышления, свои переживания. Зритель порой видит в спектакле то, о чём мы сами не задумывались. В этой многогранности восприятия – магия театра. Творческие люди создают миры. Ноты написаны для всех, но каждый пианист играет по-своему. Так и актёры создают спектакль, который станет для каждого зрителя чем-то личным, важным, запоминающимся.
– Расскажите о текущем репертуаре. Чем обусловлен выбор именно этих авторов?
– Наш театр молод, репертуар начал формироваться с 2022 года. Ставим спектакли по произведениям Чехова, Есенина, Замятина, Булгакова, Достоевского, Островского. Стараемся создать разноплановый репертуар, охватывающий поэтический театр, ретрофутуризм, классику, спектакли для юных зрителей. Мы не работаем «под заказ», а выбираем только те пьесы, которые отзываются эмоционально. Как правило, первое, интуитивное впечатление оказывается самым верным. А вот как его развить, огранить – задача режиссёра.
Порой самые интересные открытия приходят неожиданно. Все прочитанные когда-то произведения словно откладываются в глубинах души и всплывают на поверхность, когда это необходимо.
– Каков портрет зрителя Театра Старого парка?
– Если попытаться создать собирательный образ, то это семья: мама, папа и ребёнок. Дети – это наши будущие зрители, и мы видим, как быстро они растут, как меняется их восприятие мира. Поэтому можно сказать, что наш «средний» зритель – это семья с ребёнком лет восьми.
В высокий сезон принимаем гостей со всей страны. Некоторые, знакомые с репертуаром, планируют визит заранее. Есть те, кто открыл для себя театр у нас впервые. И это я считаю одной из наших главных заслуг. Мы стремимся создавать искусство, которое рождает желание вернуться.
Главная задача искусства – вобрать в себя всю палитру человеческих эмоций. Мы стремимся делиться тёплым светом, даже когда затрагиваем непростые темы. Нужно не просто обнажить проблему, а показать её так, чтобы зритель задумался, сделал свои выводы.
– Как понять, что постановка действительно «зацепила» зрителя?
– Когда спектакль «зацепил», люди возвращаются, ждут премьеры, задают много вопросов. Это значит, что мы смогли коснуться чего-то важного в их жизни. Момент истины наступает на поклонах. В этот момент можно почувствовать энергетику зала, отличить дежурные аплодисменты от тех, что идут от сердца.
– Для театра важны новые зрители, молодёжная аудитория. Как вы её привлекаете?
– Заинтересованная молодёжь – инвестиция в будущее театра. Сегодняшние подростки – это завтрашние родители, которые приведут своих детей на наши спектакли. Мы активно сотрудничаем с учебными заведениями, создаём привлекательный репертуар, охватывающий разные темы и жанры. Мы создали образовательный курс для юных зрителей, где наши актёры и опытные педагоги проводят мастер-классы и интенсивы. На конкретных примерах показываем детям театр изнутри, объясняем его законы и механизмы, знакомим с основами актёрского мастерства. А ещё учим правильно читать литературные произведения. Это очень важно – уметь уловить мысль автора, интонации, чувства, которые он вкладывает в текст. Наша цель – сформировать вдумчивого и заинтересованного театрального зрителя.
– Работа художественного руководителя – это не только организационная деятельность, но и поддержание настроения, вдохновения в коллективе. Правильно?
– Творческий коллектив – это живой организм, где необходима атмосфера взаимопонимания. Вдохновение нельзя «заказать», но обязанность актёра – к нему подготовиться. Это подразумевает постоянную работу над собой. Нужно развивать речь, пластику, воображение, учить текст, продумывать интонации, быть увлечённым ролью. Задача художественного руководителя – научить актёров работать и переключаться. Только в этом случае к началу спектакля актёр будет готов полностью отдаться своей роли. Благодарные аплодисменты компенсируют все трудности.
– Каждый творческий человек рано или поздно сталкивается с творческим застоем. Случаются ли в вашей практике такие ситуации?
– Чтобы избежать творческого кризиса, нужно всегда быть в тонусе, питать ум новыми идеями и впечатлениями. Но, если творческий тупик случился, нужно взглянуть на ситуацию под другим углом, найти новые ракурсы. Иногда помогает переворачивание задачи с ног на голову, применение нестандартных решений. Если и это не помогло, лучше временно отодвинуть проблему, дать ей «отлежаться». Со свежим взглядом решение находится быстрее.
Иногда причина тупика – в неверном распределении ролей. Есть старая театральная мудрость: «Если у вас в театре нет Гамлета, не ставьте «Гамлета». Чтобы спектакль получился ярким, запоминающимся, должно совпасть много факторов – от выбора пьесы до готовности труппы к её воплощению.
– Как вы относитесь к экспериментам в театре? Готовы ли вы рисковать и выходить за рамки привычных форматов?
– Можно сказать, что в каждом нашем спектакле присутствует определённая авантюра, эксперимент. Конечно, ничего принципиально нового мы не изобретаем, за тысячелетия существования театра всё уже было опробовано. Наша задача – модернизировать старые хорошие идеи под современность.
– Эдуард Михайлович, вы сами иногда выходите на сцену в спектаклях театра. Что это для вас значит? Способ донести до зрителя что-то важное или актёрский эксперимент?
– Изначально я актёр, режиссура увлекла позже. Поэтому, когда есть возможность играть и подходящая роль, выхожу на сцену.
Режиссёр, на мой взгляд, зеркало актёра. И не наоборот. Актёр не марионетка, он не может выдавить из себя нужные эмоции под давлением. Они рождаются внутри. И театр, прежде всего, искусство актёра. Как говорил Георгий Александрович Товстоногов, режиссёр – это толкователь пьесы, организатор творческого процесса и зеркало актёра. Ещё на этапе читки пьесы режиссёр делится своим замыслом, своим видением. По сути, это такой своеобразный сговор об условиях игры. В этих условиях актёр и создаёт свой образ, а режиссёр уже корректирует, доверяет или не доверяет предложенному решению.
Талант к перевоплощению есть у многих. Вспомните, например, оперуполномоченных, внедряющихся в криминальные структуры. Они блестяще справляются со своей задачей, но это не делает их актёрами. Актёр же, помимо интуиции, владеет целым рядом технических нюансов сцены, знает законы игры. Именно в этом и состоит разница.
– Какие достижения Театра Старого парка стали самыми значимыми за последние три года?
– Сложно выделить что-то одно, но, пожалуй, наибольшую гордость вызывает то, что театр стал известен далеко за пределами региона. К нам приезжают зрители со всей страны. В этом большая заслуга директора театра Александра Алексеева и отдела развития, которые не боятся смелых идей. Важным событием стало проведение Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров на базе культурного центра «Старый парк». Оно дало мощный импульс для продвижения нашего театра в профессиональной среде.
Также важно отметить, что наш театр уникален. Здание было построено специально для него в соответствии с канонами греческого театра. И, несмотря на небольшой, всего на 150 мест, размер зала, он привлекает внимание известных актёров и режиссёров.
– Театр – это всегда устремление в будущее. Какие горизонты вы видите для Театра Старого парка? О чём мечтаете как художественный руководитель?
– Очень хочется, чтобы наш театр стал визитной карточкой театрального искусства юга России. Чтобы при упоминании Черноморского побережья Театр Старого парка сразу приходил на ум как любителям, так и профессионалам.
Кабардинка – крупный курорт, и потенциал у нас огромный. Мы уже увеличили количество спектаклей, и наша цель – стать обязательным пунктом в культурной программе каждого отдыхающего на юге, независимо от того, в каком из городов побережья он проводит свой отпуск.
Беседовала Инна КУЗНЕЦОВА