Сегодня, 15 октября, исполнилось 211 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. До сих пор идут споры ученых, посещал Михаил Юрьевич Геленджик или нет.
Часть исследователей придерживается версии, что повесть «Тамань» — автобиографична и Лермонтов в Геленджике был. На это, по их мнению, указывает путь героя повести Григория Печорина из Тамани в Геленджик.
По мнению других исследователей, упоминание Геленджика — часть художественного замысла и к реалиям отношения не имеет.
Как бы там ни было, геленджичане уверены, что Лермонтов Геленджик посещал. По преданию, поэт любил прогуливаться по сосновой роще и мог часами стоять на берегу, любуясь морским пейзажем.
Из истории памятника

В 50-х годах прошлого века по заказу Геленджикского горсовета был объявлен конкурс на изготовление памятника великому поэту. И выиграл его тогда ещё молодой скульптор Ленинградского союза художников Леонид Михайлович Торич. Фигуру отлили из бетона и в 1956 году установили на площади в центральной части набережной.
…Шли годы, изваяние стало разрушаться, косметические меры уже не спасали. И к сорокалетию памятника, в начале 1991 года, было решено сделать авторскую копию, но Торич успел набросать только эскиз. Геленджикский памятник Лермонтову оказался первым и последним творением мастера.
Работу над памятником продолжил санкт-петербургский скульптор Юрий Джибраев. Первоначально фигуру вылепили в глине, затем исполнили в технике выколотки из листовой меди с армированием изнутри (высота 2,8 м, с плинтом 3 м).
Скульптура изображает поэта в минуты глубокого раздумья, в, казалось бы, спокойной позе, но вся его фигура наполнена драматической внутренней энергией – об этом говорят сомкнутые на груди руки: одна со сжатым кулаком, другая – сжимающая фуражку.
И если памятник 1956 года изображал юного корнета, который писал: «…Ссылка на Кавказ. И мысли далеко несутся. И полон ум желаний и страстей. И кровь кипит…», то в девяностых годах скульптор Джибраев в своём творении представил Гения «с венцом печали на челе».
В июне 1998 года к открытию курортного сезона памятник был транспортирован из Северной столицы и установлен в Геленджике на прежнем месте. По предложению главного архитектора города А. В. Кузнецова были изменены форма, материал и общий дизайн постамента.

Он выполнен в форме усечённой четырёхгранной пирамиды, облицованной отделочным камнем.
На постаменте установлены латунная табличка с надписью «М. Ю. Лермонтов 1814-1841» и информационная табличка с указанием, что памятник является объектом историко-культурного наследия регионального значения и охраняется государством.



