Андрей Грачев: «Мы хотим развивать город гармонично»
Геленджик- город с серьезным инвестиционным потенциалом. Его привлекательность для бизнеса, системная и комплексная работа с инвестором- зона ответственности заместителя главы муниципалитета по вопросам инвестиционного развития Андрея Грачева. Как он видит концепцию инвестиционной политики? Что может предложить для повышения бизнес-вложений? И каким видит будущее Геленджика?- об этом мы поговорили, встретившись с Андреем Андреевичем
Портфель с предложениями
— Андрей Андреевич, чем занимается заместитель главы города-курорта по вопросам инвести-ционного развития? И в какие сферы экономики инвесторы вкладываются охотнее?
— В первую очередь, моя обязанность — привлекать инвесторов и деньги в экономику города, помогать в реализации проектов. Сегодня инвестор вкладывается в основном в санаторно- курортную отрасль. Хорошо, что ее развитие в свое время поставили во главу угла. Но пришло время расширить точки роста, диверсифицировать экономику города. В частности, привлекать внимание инвесторов к объектам транспортной, строительной, социальной отраслей, к сфере благоустройства.
— Согласна, с транспортом, строительством действительно нужны серьезные инвестиционные проекты, но благоус
Именно благоустройство! Посмотрите, что произошло: центр Геленджика явно смещен к набережной, однако для такого курорта, как наш, этой променад-зоны уже не хватает ни жителям, ни гостям города. Наша задача — расширить городские пространства, создавать качественную и комфортную среду по всей территории города с новыми центрами притя-жения, удобной логистикой, социальной инфраструктурой. Это возможно только при условии комплексного развития отраслей.
— Кто активнее вкладывает средства – внешние или внутренние инвесторы?
— Безусловно, наши отечественные. Всегда легче работать тем, кто понимает российскую конъюнктуру и работает с нашей законодательной базой. Внешние инвесторы, как правило, несут дополнительные издержки, связанные с адаптацией бизнеса к новой для себя среде. Но мы активно приглашаем всех, например, недавно приезжала японская делегация, с которой рвссмотрена возможность по изготовлению продукции из фарфора на территории нашего муниципального образования.
— Глава муниципалитета Алексей Богодистов говорил, что в инвестпортфеле курорта много интересных проектов. Можете назвать основные из них?
— Назову только то, что уже имеет определенный характер — это культурно- развлекательный центр, парк на 30 га, серфцентр, яхтенная марина, планетарий, новый аэровокзальный комплекс, кольцевые развязки на въезде и выезде из города.
— Может ли муниципалитет предоставлять преференции инвесторам на местном уровне — иму-щественные, налоговые, информационные?
— Все преференции имущественного плана существуют на краевом уровне. И в компетенции края предоставлять те или иные льготы на имущество организации в случае вхождения ее проекта в масштабную краевую программу. Однако в наших силах оказать серьезную юридическую и информационную поддержку инвестпартнерам. И мы готовы к этому.
Парков много не бывает
— Как Вы считаете, сегодня в городе достаточно парков?
— Думаю, что для такого южного курорта парков должно быть больше, чем сейчас. Но мы стараемся увеличить их количество, в том числе в районах жилой застройки. Сегодня законодатель не обязывает нас создавать парковую инфраструктуру. Процесс регулируется очень просто – получение и объем субсидии напрямую зависят от того, какую позицию му-ниципалитет занимает в рейтинге качества городской среды.
— Если мы заговорили о городской среде — парк «Врунгель» в Геленджике закрыли в 2008 году. Какова дальнейшая судьба этого участка? В соцсетях народ выдвигает две версии – «Диснейленд» и частные коттеджи…
— В ближайшее время планируем согласовать с инвестором концепцию. Наша задача — превратить эту территорию в комплекс тематических парков. Что касается застройки участка — не дай Бог! Не позволим размещать там объекты капитального строительства. Это должен быть исключительно парк — тематический, комфортный, где можно прогуляться в тишине по тропинкам под реликтовыми соснами, которые там необходимо сохранить.
— Еще один вопрос, волнующий людей, — дальнейшая судьба территории после демонтажа аквапарка «Дельфин».
— Пока нет конкретной концепции — рассматриваем, думаем. Были предложения от инвестора по установке колеса обозрения, но хотим сделать что-то красивое, не захламляя набережную. Она должна быть максимально открыта взору, оставляя самое ценное — вид на море. Это принципиальная позиция главы города.
Глас и мнение народа
— Многие ждут и некогда обещанной канатной дороги от набережной в сторону гор. Будут строить?
— Это вопрос законодательного плана. Мы обсуждали его с инвестором. Есть закон о вне-уличном транспорте, который регулирует тарифообразование, в том числе канатных дорог. Такое положение дел не позволяет инвестору рассчитать собственный экономический эффект от реализации данного проекта. А это для любого бизнеса большой риск. Так что вопрос пока открыт.
— Планируется ли в Геленджике возведение торгово- развлекательного центра типа «Красной площади»?
— К этому вопросу необходимо подходить осторожно. Когда- то в Геленджике действительно рассматривался проект торгового комплекса, аналогичного «Красной площади», практически в центре города. Но это вызвало бы массу неудобств для жителей и гостей – представьте, что было бы с улицей Кирова! Должен зайти серьезный инвестор и построить качественный функциональный ТРЦ с необходимым количеством парковочных мест. Причем реализация данного проекта реальна на подъезде к городу, так как интенсивность движения, особенно летом, требует учитывать объем трафика, который неизбежно вырастет.
Однако для нас сейчас важнее инвестиции и развитие социальной и дорожной инфраструктур.
— Учитывается ли мнение горожан при разработке программ по равитию города? Как происходит обратная связь?
— Не просто учитывается. В стиле работы главы, а значит и всей команды, главенствует антропоцентризм, когда мнение жителей становится отправной точкой для реализации многих проектов. Интернет-голосование, общественные слушания, работа с молодежью и во-влечение ее в решение жизненно важных для города вопросов — мы используем эти и многие другие каналы обратной связи. Организация комфортной городской среды находится в двух плоскостях — правовой и морально-этической. И мы обязаны учитывать оба эти аспекта.
Дизайн-код порядок наведет
— С ДОМ.РФ подписано Соглашение по развитию комфортной среды. Что такое дизайн-код города, о котором идет речь в документе?
— Задача в рамках Соглашения стоит глобальная — создание комфорта для всех жителей и гостей. В том числе подразумевается, что каждая территория должна быть выдержана в едином стиле — идет ли речь о набережной, планетарии, культурно-развлекательном центре…
Если говорить о дизайн-коде города, то с его помощью мы пытаемся создать единые правила развития внешнего облика города. Вывески, скамейки, остановочные комплексы, малые архитектурные формы, выдержанные в едином стиле и работающие на общую идею, являются современным и актуальным мировым трендом. И в этом вопросе мы непременно будем прислушиваться к предложениям и мнению жителей.
— Если заговорили об остановках, то насколько современными станут они? Появятся ли элек-тронные табло с указанием маршрутов транспорта, возможность зарядки гаджетов, камеры наблюдения?
— Безусловно, остановки планируются максимально современными. Преду- смотрим и освещение, и антивандальные элементы, и защиту от агрессивной среды. Сейчас вопрос – в концепции. Город разработал свою, специалисты из ДОМ.РФ предлагают собственную. Они, к примеру, за минимализм, мы — за более яркую форму. Уверен, итоговый вариант вас не разочарует. Новые остановки обещают быть очень качественными.
Но на будущее не уповаем — параллельно приводим в порядок остановки уже существующие: облагораживаем, красим.
— Аэровокзальный комплекс — чем удивит, когда построят?
— В его разработке участвовали серьезные архитекторы — из Италии, Нидерландов, России. Победило итальянское архитектурное бюро с грандиозным проектом: с воздуха здание своими очертаниями будет напоминать парящую в небе птицу. Для архитекторов и проектировщиков важно было осуществить привязку к местности, а также объединить аэро-вокзальный комплекс с территориями, которые в ближайшее время будут развиваться.
В целом транспортная доступность города — это краеугольная проблема, которую нужно решать сразу по нескольким направлениям.
— Каким видите Геленджик через 5-10 лет? И какой ждете оценки?
— Самая лучшая оценка для нас — если мы станем примером для других городов, первыми и образцово-показательными.
— А сможем?
— Не сомневайтесь!