История

«Тигр» и «Евфрат» у пристани Цемзавода Геленджика

На очень редкой фотографии Н. Волкова, сделанной летом 1926 года, мы видим пристань Франко-русского цементного общества – самая длинная в бухте Геленджика. Цемзавод уже закрыт и разрушен.

Пристань укорочена и служит в качестве пассажирской. Моторные лодки весь год занимались перевозкой местных жителей и туристов-отдыхающих из города на Тонкий мыс с заходом в кургородок Солнце.
Впервые на фото мы видим ОСВОДовский флаг белого цвета с якорем и спасательным кругом по центру.
Слева за дубом моторка с пассажирами-отдыхающими – идёт в город, а в центре фото – моторная лодка пришла из города и швартуется к трапу-сходне (в развилке правого дуба). Дубам этим по 150-200 лет: спиленные в 1864-1866 гг., они пустили новые побеги, сохранив обширную корневую систему.
Видна и весельная лодка местного перевозчика, а скорее рыбацкая.

Настил пристани обновлён дубовой доской уже при НЭПе, старый был утрачен в годы Гражданской войны. Опоры электрические для проводов к фонарю на головке причала, сам фонарь когда-то был керосиновым, а потом его переделали в электрический.

Там вдали пароход «Дооб» спешит забрать пассажиров в Новороссийск (заходил в кургородок и п. Солнцедар нерегулярно, за что критиковала ОСВОД местная газета). Позднее на линию Новороссийск – Геленджик стали старые, времён Николая II, пароходики «Ост» и «Норд», ходившие до 1941 г. (26 июня их мобилизовали в Черноморский флот согласно предвоенному плану мобилизации).
А дубы у пристани цемзавода простояли до 90-х годов прошлого века; когда-то этот реликтовый лес простирался от ул. Герцена до цемзавода и многие отдыхающие фотографировались на их фоне, забираясь в развилку стволов…

Хорошо, что фотограф выбрал удачный момент для увековечивания истории бухты города-курорта. Целые четыре плавединицы попали тогда летом 1926 года в кадр!

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"