Хлеб наш насущный
Как государство помогает отдельно взятому геленджикскому предприятию.
Душистый, с теплой пропеченной корочкой – хлеб местного производства в Геленджике лю-бят с давних пор. Да и само предприятие «Хлеб- сервис» пользуется уважением и за качество работы, и за его героическую историю – геленджикские хлебопеки не прекращали работы да-же под бомбежкой, торопясь накормить защитников Новороссийска.
Сплоченный коллектив, традиции работать на совесть и вкладывать в свое дело не только профессионализм, но и душу, помогают предприятию много лет оставаться в числе наиболее крепких в отрасли. Однако в последнее время руководство все чаще стало задумываться над новыми подходами к управлению производственными процессами. Современные реалии заставляют непрерывно совершенствоваться, тем более – в условиях рыночной экономики, когда крупные иногородние поставщики хлеба заходят в торговые сети с намеренно заниженной ценой, целенаправленно выдавливая геленджикских пекарей.
Выход только один – искать внутренние резервы, оптимизировать производство, устраняя потери.
ПЕРВЫЕ В РОССИИ
Кампанию по решению текущих проблем и выходу на новый уровень развития, понятно, возглавила директор предприятия Татьяна Рой, она же – депутат ЗСК и координатор национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» по Краснодарскому краю:
— Участники, вошедшие в национальный проект по конкурсу, получают возможность увидеть родное производство, вплоть до собственного рабочего места, свежим взглядом, основанным на научной организации труда. И не только посмотреть: проектом предусмотрены государственные средства для переобучения специалистов и топ- менеджеров – повышение квалификации, приобретение новых компетенций.
— Мы стремились попасть в национальный проект еще в прошлом году, — продолжает Татьяна Геннадьевна, — но не получалось: региональный фонд поддержки предпринимательства первоочередной своей задачей видит поддержку малого и среднего бизнеса.
В этом году Федеральный центр компетенции снизил входной барьер для крупных предприя-тий и геленджичане первыми в хлебопекарной отрасли России подписали соглашение с реги-
ональным министерством экономики. Сейчас следом за Геленджиком, учитывая опыт коллег, в проект вошел еще один хлебокомбинат – Симферопольский.
В 2019 году участниками нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» стали 34 кубанских предприятия. Они представляют отрасли строительства, сельского хо-зяйства, промышленности, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. В наступившем году в проект войдут еще 38 предприятий Краснодарского края. Планируется, что к 2024 году участниками нацпроекта станут порядка 350 организаций
СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО
— Начали с того, что сформировали рабочую группу по внедрению изменений на предприятии. Главными помощниками в проектной работе стали тот самый Федеральный центр компетенций и куратор по Краснодарскому краю Александр Вовк. Несмотря на достаточно высокий уровень производственной системы до вступления в нацпроект, оказалось, еще есть куда совершенствоваться. После проведенной диагностики производственного процесса была запущена работа по оптимизации планирования, логи-стики, системы снабжения. Сначала, как водится, было слово – предстояло донести до коллектива необходимость перемен.
Первый тренинг был посвящен основам бережливого производства. Вы удивитесь, как повышается производительность даже за счет рационального порядка на рабочем месте. Добиваемся снижения временных затрат на переналадку, поиск инвентаря, документов.
Потом руководители съездили на обучение по внедрению культуры бережливого производства, получили представление о декомпозиции целей, постановке задач. Работа закипела с новой силой, когда приобретенные знания стали передаваться «по цепочке».
— В этом один из смыслов проекта, — объясняет Рой, — проект рассчитан на три года; первые полгода с нами плотно работают специалисты ФЦК, они обучают нашу рабочую группу, с тем чтобы дальше уже мы сами могли самостоятельно внедрять основы бережливого производства, оптимизировать процессы во всех подразделениях предприятия. Эффект домино должен затронуть все службы: инженерно-техническую, административную, службу отгрузки, продаж… Ожидаю, что общая работа на улучшение выстроится в стройную производственную систему. Во всяком случае, на исходе третьего года мы должны добиться роста производительности труда на 20-30%, то есть результатом успеха может стать только ежегодный поступательный прирост производительности и повышение заработной платы сотрудников в тех же пределах.
Ежемесячно предприятие «Хлеб-Сервис» выпускает 635 т хлебобулочных и 17 т кондитерских изделий. Это 450 т муки, 60 тыс. яиц, 14 т сахара.
ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
— Как пилотный решили взять кондитерский цех, — рассказывает заместитель директора Дмитрий Козлов, — когда-то наши кондитеры выпекали четыре наименования торта. Теперь выпускаем почти 200. Развиваем ассортимент за счет приобретения нового оборудования, которое раньше расставляли по принципу «где есть свободное место». А сейчас выстраиваем
множественные производственные цепочки в одну линию, с учетом энергозатрат. Это очень непросто, вплоть до того, что двигаем стены- перемычки, чтобы оптимально разместиться.
— Конечно, тяжеловато было менять себя, — улыбается начальник кондитерского цеха Шорена Киселева, — ломать привычки, заведенный исстари порядок. Например, никому и в голову не приходило, что пять- шесть шагов «не по назначению» складываются в десятки лишних метров, которые наматываешь за день, устаешь – то в один угол цеха бежишь, то в другой… А теперь ненужной суеты не будет.
Как результат вдруг обнаружилось, что если раньше из-за нехватки рабочих рук приходилось отказываться от заказов – просто не успевали, то теперь со всем объемом вполне справляются и задействовать людей из других цехов не приходится. Такие улучшения вдохновляют. Теперь уже сами кондитеры понимают, что оптимизация труда поможет выиграть в зарплате. Заинтересовались.
Средний возраст работников хлебозавода – 41 год. Средний стаж в отрасли – 6 лет. Сегодня на производстве заняты 477 человек, их общий стаж – 2 971 год.
СДЕРЖАТЬ РОСТ ЦЕН, ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО
Что ж, хорошие, добрые перемены происходят на геленджикском хлебозаводе. Но, спросит читатель, как это отразится на потребителе?
Татьяна Геннадьевна Рой предельно откровенна:
— За последний год цена муки выросла на 70%. В отрасли сложилась тяжелая ситуация, связанная с ценообразованием на основное и дополнительное сырье, упаковку, тарифы на энергоносители, горюче-смазочные материалы. Но внедрение основ бережливого произ-водства и повышение производительности труда помогут избежать серьезного удорожания самого важного в нашем рационе продукта. Проблемы хлебопекарной отрасли завязаны не только и не столько на чистой экономике, сколько на социальном аспекте. Хлеб в России был и остается товаром первой необходимости и должен оставаться одним из самых доступных продуктов.
… Теплый, с хрустящей корочкой геленджикский хлеб. Бренд города-курорта. Сохранить его ассортимент и качество – на это нацелен коллектив прославленного предприятия. Приятно, что государство ощутимо помогает в этом.
Светлана РАКОТЬ. Карина МИРАКОВА