Общество

Фронтовые письма, которые трогают до глубины души

По сей день самым правдивым, искренним и трогательным источником информации о Великой Отечественной войне служат солдатские письма. Эти простые бумажные треугольники, исписанные торопливым, не всегда грамотным почерком простых советских ребят, оставивших родной дом, чтобы защитить его. Порою ценой своей жизни…

В фондах геленджикского историко-краеведческого музея хранится немало таких писем. В канун Дня Победы, мы публикуем их без сокращений и редактуры. Просто прочтите их и прочувствуйте то, что чувствовали наши земляки, наши геленджикские герои.

Письмо ВАСИЛИЯ БРАТКОВА

от 2 мая 1943 г. Пропал в боях за Кавказ в возрасте 18 лет.

«Здравствуйте, дорогие Мама, Леня, Женя и Славик! Сообщаю вам, что я пока жив и здоров, чего и вам желаю. Нахожусь я пока на старом месте. Дела идут по-старому. Погода сейчас у нас хорошая, теплая. Вчера прошел небольшой дождь, освежилась трава, и ночью даже холодновато было спать в палатке. Природа здесь очень хорошая, но сейчас она мало приносит радости… Здоровье мое пока ничего. С питанием у нас по-старому. Я за вами уже очень соскучился, хотя я и нахожусь недалеко от вас всего км в 30. Но не знаю скоро ли нам придется двигаться. Я о вас очень беспокоюсь, как вы живете особенно в отношении продуктов. Пускай Леня напишет как вы живете. Как у вас огород, виноград. Как Майка, тельная или нет. Пускай так же напишет, как живет бабушка Дейнежиха, дядя Петя, Кладки. Если получите письма от кого-нибудь из родственников, то напишите. Напишите, что есть ли что-нибудь на базаре и какие там цены на продукты. Славик и Женя уже, наверное, большие, так что маме будут помогать. Передайте привет и наилучшие пожелания в жизни дяде Васе, тете Оле и всем остальным знающим меня. Пока, до свидания, желаю вам здоровья и благополучия в жизни.

В.Братков.

Письма от вас получал уже давно, почему-то идут они 12-15 дней. Напишите, сколько идут мои письма»

 Письмо геленджичанина ЛЕНГВАРДА МУРЕ, участника боев за Краснодар, Туапсе, Киев.

На войну ушла вся его семья: мать Александра Ивановна работала вольнонаемной в госпитале, сестра была там же связной. Их письма переправлялись с одного фронта на другой. Погиб в Польше в начале 1945 года.

« Добрый день, дорогая сестра и мама! Шлю вам горячий фронтовой привет… В первых строках своего письма сообщаю, что твое письмо получено 3.10.44 и за что очень благодарю, что вы часто пишете мне письма. Вера, ты хочешь узнать, где я нахожусь. Был я на переднем фронте полтора месяца, а теперь на отдыхе, немного подучился и обратно с новыми силами пойдем бить проклятого фрица и загоним его в Берлин и там разобьем наголову…»

 Письмо капитана ИЗМАЙЛОВА

от 14.02.1944г., адресованное Т.Сломовой, с извещением о гибели ее сына.

«Уважаемая Татьяна Харитоновна!

В нашем подразделении проходил службу Ваш сын Кузьма. Это был хороший товарищ и отважный воин, любимый начальством и уважаемый своими друзьями. Как истинный сын русского народа он не раз показал себя бесстрашным и мужественным борцом против злейшего нашего врага — фашистского гада. Вам должно быть известно, что за героизм и отвагу при выполнении боевых заданий командования Ваш сын Кузьма трижды был отмечен высокой правительственной наградой.

С чувством скорби и искреннего сочувствия я вынужден Вам сообщить, что 27 января 1944 года Ваш сын Кузьма пал смертью храбрых на поле боя. Мы все сохраним светлую память о Вашем сыне и жестоко отомстим заклятому врагу, за его молодую жизнь поплатится своей черной кровью не один десяток фашистских бандитов.

Вы же, уважаемая Татьяна Харитоновна, можете быть уверены, что Советская страна не оставит Вас без нужной помощи».

С сердечным приветом гвардии капитан  м/с Измайлов

Письмо ВИТАЛИЯ АНТОНОВА-СМУЛЬСКОГО

от 3 июля 1943 года.

Великую Отечественную войну он прошел рядовым солдатом. После вернулся в Геленджик. Работал на городской станции юных техников инструктором судомодельного кружка, затем инструктором по туризму на турбазе «Тимуровец».

«Здравствуйте, мои дорогие! Вот уже прошло два года, как я распрощался с вами, да, ровно два года я одинок. Но я очень обрадован именно тем, что конец 43-го года принес мне такую радостную весть, что ты, моя родная мамуся, наконец, дома. Эти два года были для меня суровым испытанием, которое я с успехом выдержал. За эти два года пришлось быть и минометчиком, и в морской пехоте рядовым бойцом, и высаживался на легендарную Малую Землю под Новороссийском. Если Рената помнит Кабардинку, то она помнит и мыс (полуостров напротив через бухту Цемесскую, который назывался Мысхако, вот на нем в одну бурную ночь я и высаживался с отрядом моряков с утлых катеров. От Кабардинки ничего, кроме развалин, не осталось, нет даже деревьев — все скошено бомбами. А сейчас я в артиллерии успешно кормлю немцев сталью так, что у них от этого лопаются животы)».

 Письмо геленджичанина

ВЛАДИМИРА МИГУНОВА, участника боев

на Малой Земле.

Написано 23.10.1943 г. (погиб в том же году при высадке на Эльтиген под Керчью).

«Здравствуй, дочь Людмила, а также Валя, Галя, Лида и мама. Шлю я вам свой привет и сообщаю вам, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Люся! Мне мама писала, что ты ходишь в школу. Это очень хорошо. Я рад этому, что ты учишься. Хорошо. И я надеюсь, что скоро ты мне сумеешь написать письмо. И пока ты мне не будешь писать письма, я не приеду. Пиши папке, как учишься, как живешь с мамой, не обижает ли вас мама, а я отгоню немцев, вернусь к вам и будем тогда жить все вместе».

Ваш папа

 Письмо гвардии майора СПАРТАКА ПРОКОПЦА

(геройски погиб в бою)

от 5.06.1943 г.

«…5 июня, как вы знаете, мне исполнилось 22 года — в этот день я сфотографировался. Скоро фото будет готово и я пришлю его вам. Живу неплохо, можно сказать прекрасно — да, по-моему, вы это и сами знаете. В настоящее время наша часть гвардейская, так что и я гвардеец. Пишите, получаете ли вы письма от Миши. Он мне что-то не пишет. Напишите адреса Володи, Лени и папы. Я буду им писать. … Ну, кажется и все, пишите почаще… Да, а как Кабардинка, — не занята ли, как дела под Новороссийском? Крепко-крепко целую вас всех».

Ваш Спартак

 Письмо геленджичанина

ВЛАДИМИРА ЖУКОВА

от 30 октября 1944 года.

Выпускник военного училища,

он уже в 19 лет командовал минометным взводом,

после был разведчиком. Его послания к матери,

полные любви и сыновней заботы, при ее жизни

вошли в сборник «Письма с фронта» Краснодарского книжного издательства (1983 г.).

«Привет с Карпатских гор!

Я уже из медсанбата выписался, сейчас при полку в резерве. Дивизия наша гвардейская, четырежды орденоносная, два ордена Красного Знамени, орден Ленина и Богдана Хмельницкого. Так что я — гвардеец. Земляков пока еще здесь никого не встречал. Со мной было два хлопца из нашего взвода. Их обоих ранило, уехали в госпитали…

Здесь меня представили к ордену Отечественной войны II степени. Должны скоро привезти знаки, наверное, к седьмому.

Ребята хорошие, понимаешь ведь сама, какая здесь жизнь, начальство относится ко мне хорошо, ну я, конечно, не унываю, ведь это самое главное — моральный дух. Погода, правда, паршивая, все время пасмурно, иногда только бывают светлые дни…

Поздравляю тебя и деда с наградой. У вас сейчас, наверное, норд-ост жизни не дает. Ты из моих вещей сделай что-нибудь, одевайся. За меня не беспокойся».

Володя Жуков погиб в ноябре того же года в Чехословакии. Трагическое известие о смерти единственного сына матери сообщили сослуживцы. Их письма, приходившие в ее дом еще не один год, также хранятся в фондах музея.

Письмо друга В.Жукова к его матери от 2.01.1945 г.

«…Пропишу, как погиб Ваш сын Вова.

Пришел он до нас в подразделение, побыл всего два дня и ушел он с товарищами в разведку, за языком. Первый раз они сходили и пришли благополучно, но языка не достали. Потом обратно в 5 часов ночи ушли за языком, и когда он стал подлезать к дзоту, где сидел пулеметчик, то пулеметчик выстрелил, и пуля попала в голову. Убило сразу насмерть. Тогда товарищи подобрали его и принесли. Мы его похоронили в Чехословакии, не доезжая деревни Копшово 1 км от деревни Нижне-Писана. Поставили памятник, только без номера. Я сам лично написал на доске: «Здесь похоронен гвардии лейтенант Жуков, погиб в борьбе за освобождение чехословацкого народа».

И когда он уходил в разведку, то, наверное, его чувствовала душа, потому что он мне сказал: «Миша, напиши моей маме письмо о том, как я погиб в бою за Родину». Он много рассказывал, как жил дома, как узнал о том, что умер его отец.

Выполняя Вашу просьбу, пять листов из его дневника я высылаю и автобиографию, которую он написал для вступления в ВКП(б).

Мл.лейтенант Кравченко Михаил Васильевич»

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"