Общество

Сегодня отмечается 77-летняя годовщина снятия блокады Ленинграда

Геленджичанка Анна Викторовна Кудрявцева пережила блокаду от первого до последнего дня.

-Я была на даче у тетушки под Ленинградом, — вспоминает Анна Викторовна. — Помню, как  22 июня соседский мальчик бежит и кричит: «Война, война!». Мне шел девятый год, закончила первый класс, не подозревала, что скрывалось за этим словом соседского мальчишки.

За день до начала блокады Аня с мамой и братом вернулись в Ленинград из Костромы, куда их эвакуировали с начала войны.

А дальше начался страшный голод, постоянные бомбежки. За одну ночь сгорел от болезни младший брат Володя, бабушка умерла от голода.

— Первый обстрел помню очень хорошо, мы с подружкой Людой  возвращались от моей двоюродной бабушки, она жила далеко, я услышала «бом-бом». И почему-то казалось, что это бомба упала в дом и отсчитывает этажи. Оказалось, что это работали наши зенитки.

С каждым днем обстреливали все чаще.  Было страшно, бежали в дворницкую или  во двор, где был пивной склад, который переоборудовали под бомбоубежище.

Чтобы успокоиться  рассказывали сказки, читали стихи, когда звучал отбой воздушной тревоги — уходили.

Потом воздушную тревогу стали объявлять очень часто и мы решили, будь что будет, и уже не прятались в убежище. Наш дом Бог миловал, а вот напротив дом разрушил фугас.

Голодали, ели дуранду, шроту, лепешки из клея. Первую зиму не учились из-за постоянных обстрелов, но шли  в школу каждый день, потому что там хоть чем-то кормили. Не знаю, как выжили.

Анну выходили в стационаре для больных детей, куда ее обессиленную отвезла на санках мама.

Но даже в дни блокады люди старались жить обычной жизнью. Анна после того, как окрепла, с классом ходила в госпитали.

  • Мы писали им письма, ставили сценки, читали стихи , пели. Военные нас кормили. А сколько было радости, когда наши пошли в наступление, немцы бежали и оставляли галеты и шоколадные конфеты, которые раздавали в школе.

Освобождения ждали каждый день.
-Хорошо помню, когда сняли блокаду в19 44 году. С подругой Людой взяли сани едем по улице и вдруг — канонада, красное небо перепугались, боялись, что немцы опять наступают.

Прибежали домой, а по радио объявляют, что наши пошли в наступление, зарево от «Катюш»- выбивали немцев. И вскоре к нам полетели самолеты, торпедные катера, они везли продукты и все необходимое. Свет дали, воду дали, канализация заработала.

Подробнее воспоминания Анны Викторовны Кудрявцевой читайте в «Прибое» № 3 от 21 января.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"