Общество

Эксперты рассказали, как можно наказать телефонных спамеров в России

В России существует несколько легальных способов защиты от навязчивой рекламы в звонках и SMS.

Один из последних видов телефонного спама в России — автоматическая система, которая набирает номер абонента и сразу же сбрасывает звонок. Человек видит пропущенный вызов, перезванивает и слышит рекламное сообщение. По данным агентства Telecom Daily, с начала 2017 года объемы такого спама выросли на 50%. Причем формально этот вид навязчивой рекламы не противоречит закону, поскольку абонент сам перезванивает и таким образом даёт добровольное согласие на коммуникацию.

Основатель юридического сервиса «Б-152» Максим Лагутин в интервью изданию vc.ru рассказал о том, какие контролирующие органы отстаивают права потребителей и как грамотно их задействовать.

По его словам, система контроля не просто существует, она действительно работает. Компании-заказчики SMS-рассылок и телефонных обзвонов регулярно попадают под административные санкции, и общие суммы штрафов растут. Практика показывает, что контролирующие органы в лице ФАС, Роспотребнадзора и Роскомнадзора активно принимают сторону потребителя. Этим стоит пользоваться, чтобы защитить себя от телефонных спамеров. Но действовать необходимо поэтапно.

Первый шаг — понять, какая именно компания звонит и навязчиво рекламирует свои услуги. Необходимо собрать максимум информации и по возможности записать телефонный звонок.

Второй шаг — написать официальное письмо с требованием на адрес организации и отправить его по электронной или обычной почте (с уведомлением). Если с компанией-спамером заключены договорные отношения (например, это банк, в котором открыт счет, или онлайн-магазин, где есть зарегистрированный аккаунт), то к письму необходимо приложить подтверждающие документы. В частности, скриншот оферты на сайте, с которой вы соглашались и ставили «галочку».

В теле письма важно указать, что на основании статьи 14 федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ вы имеете право на получение информации о том, как происходит обработка ваших персональных данных, и требуете предоставить эти сведения. Как правило, компаниям сложно ответить на такой запрос, в связи с чем они предпочтут прекратить звонки и рассылки.

Третий шаг — получить обратную связь. Это может быть ответный email вида «Ваша заявка принята и будет рассмотрена» (даже автоматический) или уведомление «Почты России» о доставке письма адресату.

Четвертый шаг — обращение в ФАС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Писать можно сразу во все инстанции, тем более что на сайте каждой из них для этого предусмотрена отдельная форма. В обращении нужно подробно описать ситуацию, предпринятые действия и полученные или не полученные результаты. В письме ФАС нужно указать следующую формулировку: «Я (ФИО) даю согласие на получение Федеральной антимонопольной службой России информации о детализации счета, телефонных соединениях, SMS-сообщений, иных переданных данных на мой мобильный номер (номер телефона)». Это ускорит работу ведомства и увеличит ваши шансы на успех.

Направляя обращение в Роскомнадзор через форму на сайте, необходимо обязательно указать свои фамилию, имя, отчество, а также адрес для отправки ответа — электронный или почтовый. Ведомство обязано рассмотреть поступившую жалобу в течение 30 дней.

Если спамеры по-прежнему беспокоят, стоит написать заявление в полицию. Это правомерно, поскольку навязчивые спам-звонки могут быть потенциально квалифицированы как мошеннические действия, сообщает Югополис.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"