НовостиОбщество

26 апреля 33 года назад прогремел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции

Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС Александр Иевлев (слева) и Алексей Муравцов

Борьба с невидимым врагом — поражающей все клетки организма радиацией, особенно бес-пощадна. Здесь нет права на ошибку. Об этом на собственном опыте знают ликвидаторы ава-рии на Чернобыльской АЭС геленджичане Александр Семенович Иевлев и Алексей Дмитри-евич Муравцов. Гулкое эхо Чернобыля на всю оставшуюся жизнь стало былью их судеб и бо-лью их семей. С каждым годом все больше дает о себе знать подорванное во время работ на атомной станции здоровье. Все меньше остается работавших рядом товарищей. Поэтому так важно сохранить для потомков страшную правду Чернобыля.

Александр Семенович ИЕВЛЕВ родом с Вологодчины. Родители с детства наставляли, что в жизни у мужчины должно быть дело, которое и пользу принесет, и семью прокормит. После 8 класса Александр выучился на тракториста и до призыва в армию работал в лесопункте на лесозаготовках. Отслужив два года, вернулся в родное ГПТУ уже мастером производ-ственного обучения. Вскоре произошел крутой поворот в судьбе, пришлось перебраться с севера на юг: повстречал Александр свою «белую невесточку» и переехал в Геленджик. Пра-вы были родители — где бы ни родиться, а тракторист всегда пригодится! На тракторе работал и на берегоукрепительных работах в ДРСУ, и на плодоовощной базе.

Весть о трагедии в Чернобыле разнеслась по всей стране, военкоматы начали мобилизационные работы. Летом 1986 года Александр Семенович прошел медкомиссию, но дважды — в августе и октябре, его заворачивали с призывного пункта. Третий раз повестка пришла ровно 23 февраля, и рядовой запаса отправился на борьбу с невидимым врагом. В ст. Динской выдали спецодежду со свинцовыми нитями и по железной дороге отправили к месту назначения в Кубанский полк. Каждый день с 3 по 27 марта в машинах, крытых брезентом, преодолевая расстояние 75 км туда и обратно, команды ликвидаторов доставлялись на территорию ЧАЭС. Александр Семенович работал на восстановлении 3-го энергоблока:

вывозили радиоактивный мусор, занимались консервацией пробоин кровли. За 20-30 минут работы ликвидаторы получали «допустимую дозу облучения», а суммарно эта доза принесла непоправимый вред здоровью. Уже через месяц после возвращения к дому Иевлевых впервые примчалась скорая помощь.

Александр Семенович с благодарностью вспоминает, что чернобыльцам оказывалась государством помощь для восстановления здоровья — возможность получить лечение в Москве, геленджикских санаториях им. Ломоносова и «Красной Талке». Но полученная доза радиации привела к общему упадку сил и в 1996 году А. С. Иевлев вынужден был уйти на ин-валидность. За трудовой героизм и верность долгу Александр Семенович Иевлев награжден в 2003 году орденом Мужества.

Алексей Дмитриевич МУРАВЦОВ начал свою трудовую деятельность в колхозе в Ростовской области. Срочную службу проходил на заставе в Армении в автороте. После демобилизации женился, родились дочери-близняшки. Понял, что надо расти, окончил техникум. Работал в дорожно-строительных и строительно-монтажных организациях автокрановщиком. Будучи членом комсомольско-молодежной бригады, был награжден знаком «Молодой гвардеец пятилетки». Кстати говоря, этот знак давал право на получение звания «Ветеран труда».

В 1982-1986 годах организация, в которой трудился А. Д. Муравцов, вела строительные работы в Геленджике. Повестка военкомата была вручена Алексею 8 сентября 1986 года во время очередного отпуска.

Командировка на ЧАЭС длилась с 14 октября по 19 декабря 1986 года. В этот период завершалось сооружение саркофага над разрушенным 4-м энергоблоком, велись восста-новительные работы, продолжалась дезактивация территории. На своем автокране Алексей Дмитриевич принимал и разгружал строительные грузы в I, II и III зонах, принимал обору-дование для дезактивации. Смена длилась 10 часов. Для контроля дозы облучения каждый рабочий имел два накопителя — на шее и нагрудный. Техника не выдерживала: автокран СМК- 10 отправили в «могильник», а крановщик пересел на бронированный самоходный кран РДК, на гусеничном ходу. Когда сооружали водопровод вокруг 4-го энергоблока, Алексей Дмитриевич своим краном удерживал трубы, пока сварщики сваривали стыки.

Невидимый враг подточил здоровье изнутри: кашель, снижение артериального давления и жизненного тонуса, головные боли, непреходящая усталость, язва желудка — и инвалидность III группы с 1993 года. Медаль «За спасение погибающих» по праву вручена Алексею Дмитриевичу Муравцову — рядовому запаса, который в трудный для Родины час выполнил свой долг.

Геленджичане! Проходя по ул. Ленина мимо часовни и памятного камня, поклонитесь, положите цветы, зажгите свечу — это будет наш с вами гражданский и человеческий долг.

Валентина БАТАЕВА, зав. отдела геленджикского историко-краеведческого музея.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"