Общество

Война войной, а обед по расписанию


Снимок сделан прямо на стоянке самолетов ИЛ-АТ (торпедоносцев). Пока бензозаправщик перекачивает авиационный бензин Б-70 в топливные баки самолета с тактическим № 1 на киле у красной звезды, повар-женщина, вольнонаемная авиабазы, принесла обед. На столе алюминиевая посуда, горка нарезанного хлеба да скатерть довоенного пошива.

Стол сколочен из досточек ящиков для боеприпасов. Плохо, но видна заводская маркировка «ФТК».

Пилоты, штурманы и стрелки-радисты одеты в кожаные пальто-регланы довоенного пошива. Обращают внимание скамейки из ближайшего санатория на м.Тонком в Геленджике.

Датируется снимок с натяжкой: то ли это осень 1942г., то ли весна 1943 г. Как бы там ни было, а вскоре закончится подвеска торпеды или авиабомб — и в полет к занятому врагом Крымскому полуострову или к далеким берегам Румынии и Болгарии, которые участвовали в войне на стороне Германии.

Полк этот со 2 апреля 1942 года стал гвардейским и получил наименование 5-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС ЧФ. Основное место базирования этого знаменитого авиаполка в 1941-1943 гг. — наш город Геленджик.

9 сентября 1944 года боевые действия против Германии, Италии, Румынии и Болгарии на Черном море были закончены, но аэродром на м.Тонком был в постоянной готовности до весны 1945 года.

Малоизвестный факт: в дни прилета Черчилля и Рузвельта в Крым на Ялтинскую конференцию геленджикский аэродром был запасным на случай плохой погоды в Крыму (а именно в пос. Сарабуз около Симферополя, где имелась единственная с 1940 года бетонная полоса нужной протяженности.

Отец мой служил тогда в 34-й авиабазе, и он рассказал однажды, что, хотя и был туман, они все-таки сели именно в Сарабузе, а не на запасном аэродроме в Геленджике. Но это другая история.

Геленджик. 1943 год. На снимке фронтового корреспондента Евгения Ананьевича Халдея — обед двух экипажей морских летчиков из 2-го МТАП ВВС ЧФ.

В.Малесник

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"