Общество

Лариса Овчаренко: «Плохих детей нет!»

В номинации «Учитель года Геленджика -2022 по кубановедению» победила Лариса Овчаренко, преподаватель школы №20 им. Ходенко.

Нам удалось поговорить с Ларисой Николаевной о современных методиках и тонкостях образовательного процесса в XXI веке.

— Лариса Николаевна, расскажите немного о себе. Как начался ваш педагогический путь?
— Родилась в селе Береговом, а когда вышла замуж, переехала в село Пшада. По образованию я банкир. Но так случилось, что попала в школу и получила второе высшее образование по специальности «учитель технологии и предпринимательства». Сейчас веду уроки у учащихся с 5 по 11 класс. Преподаю кубановедение, ИЗО и технологию девочкам.

— В каких конкурсах участвуют ваши ученики?
— Мои ученики участвуют во многих конкурсах. И в 90 случаях из 100 берут призовые места. Особо хочется отметить конкурс «Моя малая родина – Геленджик». Наши работы отправляли в Краснодар, где школьники брали первые места на региональных этапах. Ученик 9 «Б» класса Александр Краснов, которого я курировала, стал победителем такого этапа и отправился в Москву на конференцию «Созвездие». Там он занял 2-е место.

— Часто ли вы сами принимаете участие в конкурсах?
— Да, к примеру, не так давно заняла 2-е место на конкурсе педагогических инноваций. Помимо преподавательской деятельности я провожу экскурсии. В конкурсе лидеров туристической индустрии «Курортный Олимп — 2013» мне присудили 3-е место как лучшему экскурсоводу Краснодарского края.

— Что вы скажете о своём участии в конкурсе «Учитель года Геленджика»?
— Атмосфера на конкурсе в Геленджике была очень тёплая и доброжелательная. Конечно, были переживания. Но за время работы мы с коллегами стали единой семьёй, понимали друг друга и поддерживали. Я участвовала с темой «Наглядность», потому что считаю, этот приём помогает увлечь детей на любом уроке. Итогом конкурса лично для меня стало пополнение методической копилки опытом других педагогов. Я приобрела огромное количество методических приёмов, которые теперь буду использовать в работе.

— Как правильно использовать наглядность в учебном процессе?
— Если есть возможность, то проводить уроки в формате экскурсии. С пятиклассниками, например, ежегодно ходим на экскурсию к дольменам рядом с Пшадой. Школа всегда идёт навстречу, помогает с автобусами, с перестановкой уроков, чтобы это не вредило учебному процессу. Зимой мы организовываем виртуальные путешествия.

— Следите ли вы за судьбами своих учеников? Какие ребята запоминаются больше – хулиганы или отличники?
— Все детки запоминаются, независимо от того, положительная ли это личность, «хулиган» или неприметная «серая мышка». Они индивидуальны по своей натуре, каждый ребёнок имеет свою судьбу, свой характер. Плохих детей нет! Дети – это холст, на который родители, учителя и окружающие наносят свои записи. Конечно, больше всех мне запомнился мой выпуск, первый выпуск. До сегодняшнего дня мы с ребятами общаемся, хотя прошло уже 4 года. Наблюдаю за тем, как они учатся. Студенты скоро должны окончить вузы. Те, кто ушёл после 9 класса, уже работают.

— Что вы пожелаете молодым педагогам?
— Любить и понимать детей, правильно преподносить им информацию, учить работать с этой информацией самостоятельно. Педагог должен знать определённые правила и владеть приёмами, которые помогают ученикам не уставать и не терять внимание. Важно не допускать кризиса внимания: дети не должны переставать слышать, видеть и изучать новый материал.

— Меняется ли роль учителя в XXI веке? Какие новые цели должен ставить перед собой преподаватель?
— В XXI веке учитель должен оставаться наставником, советником и помощником. Увы, на первом месте у многих детей сейчас материальные ценности. Конечно, хорошо жить – это неплохо, но в душе и сердце человека всегда должны присутствовать доброта, уважение к старшим, милосердие. Иными словами, духовные ценности. Важным моментом является патриотизм. Нужно закладывать в детей понимание того, что происходит в мире, насколько наша страна огромная; показывать, насколько в России развита вера в свой народ, в то, что русский человек замечательный сам по себе и что силой и дружбой мы сможем победить любые преграды.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"