ОбществоСтатьи

В чем секрет успеха педагога?

В Год педагога и наставника в Геленджике Михаилу Перегудову, преподавателю Центра развития творчества детей и юношества, вручили почётный знак «Заслуженный учитель Кубани».

Это звание уже не первое в копилке достижений Михаила Юрьевича. В 2003-м он получил почётную грамоту Министерства образования, в 2011 г. был удостоен звания «Почётный работник общего образования Российской Федерации».

В чём секрет успеха педагога? Сам Михаил Перегудов считает, что нужно любить детей и то дело, которым занимаешься.

— Для работы с детьми нужно обладать большим терпением, — рассказывает он. — Мало что-то знать самому, нужно уметь объяснить, передать, увлечь. Дети всё чувствуют острее, чем взрослые. Если не любишь своё дело сам, то и детям эту любовь привить не получится. А ещё нужно постоянно учиться, развиваться, совершенствоваться. Есть база знаний, по которой работаем, но подход к образованию, методы и техники подачи учебного материала постоянно обновляются. Чтобы быть на острие, нужно постоянно находиться в процессе саморазвития.

В своё время Михаил Перегудов окончил математический класс школы №2, затем механико-математический факультет Ростовского государственного университета по специальности «математик-программист». В 1994-м он пришёл работать Центр для детей и юношества.

— Для меня это был в чистом виде эксперимент, — продолжает Михаил Юрьевич. — Работа с детьми была интересна всегда, но представить себя в качестве педагога, наставника… Я даже подумать об этом не мог.
Занимался с детьми программированием. Мои воспитанники получили 4 президентских гранта, 8 человек стали победителями различных Всероссийских олимпиад. Работа так затянула, что уйти уже не смог. Не раз случалось, что в других местах мне предлагали должность с зарплатой в разы больше. Но для меня в приоритете были не деньги, а интересный процесс работы. Правда, чуть позже, когда появилась своя семья, материальный вопрос встал более остро. Я даже просил директора: «Увольте пожалуйста, у меня рука не поднимется написать заявление».

Татьяна Николаевна разумно отнеслась к моей просьбе… и не уволила.
Заниматься с детьми шахматами я начал в тот год, когда мой сын Денис пошёл в первый класс и захотел играть в шахматы. Тренер шахматистов ушёл на пенсию, и мне предложили взять группу школьников. Сам я с детства играл в шахматы, не один год выступал за сборную Геленджика. Программирование тоже никуда не делось. Более 25 лет под моим руководством проходит городской конкурс компьютерных программ и технологий.

Программирование и шахматы очень похожи. В обеих сферах нужно думать на ход вперёд, предугадывать реакцию и возможные действия противника.
Дети не любят проигрывать, на начальном этапе нужно создавать такие турниры, где они чувствуют интерес и вкус победы. А уже потом учу их достойному проигрышу, объясняю, что всегда есть тот, кто на данном этапе окажется сильнее.

Михаил Юрьевич работает педагогом дополнительного образования, считая, что его преимущества в том, что дети на обучение приходят изначально заинтересованные. К тому же здесь нет обязательных рамок школьной программы, поэтому, используя собственный опыт, можно расширять границы, применять авторские методики. Учитель считает, что для многих детей дополнительное образование оказывает решающее значение, влияет на выбор профессии.

— Успехи педагога – это успехи его учеников. Мне всегда везло в жизни на интересных людей, на талантливых детей, — рассказывает Михаил Перегудов. — Был случай, когда ко мне пришёл заниматься трудный подросток. Стоял на учёте в детской комнате милиции, был переведён из основной школы в вечернюю. Зато он с удовольствием занимался программированием. В выпускном классе выиграл Всероссийскую олимпиаду по программированию, получил президентский грант. Для высшего образования не хватало знаний, пропущенных в школе, поэтому парень сначала окончил новороссийский колледж, потом получил высшее образование. Понадобилось всего лишь привить ему вкус к учёбе, показать, что знания – это интересно.

Ещё была Маша Селифанова. За что бы ни бралась эта девочка, у неё всё получалось отлично. Стала обладательницей президентского гранта по программированию, выиграла несколько российских олимпиад. Во время обучения в МГУ проходила стажировки во Франции, Испании.

Мой сын тоже был чемпионом Краснодарского края по шахматам, выполнил кандидатский минимум мастера спорта. Кроме того, стал призёром Всероссийской олимпиады по математике, получил 100 баллов ЕГЭ по этому предмету и поступил в вуз. Возможно, здесь сказались гены: мой отец оканчивал физмат, я – мехмат, сын выбрал для себя физику.

Очень большой стимул дают выезды на соревнования, где можно пообщаться с сильнейшими тренерами, с топовыми гроссмейстерами, научиться у них чему-то новому.

Беседуя с Михаилом Перегудовым, понимаешь, что все свои почётные регалии педагога он получил совсем не зря. Увлечённый человек. Опытный наставник, имеющий нестандартный подход к любимому делу. О его успехах говорят достижения воспитанников, высоко оценённые на уровне страны.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"