Общество

Школа завтрашнего дня

Межрегиональный семинар-совещание педагогической и научной общественности прошел в Геленджике 9-10 июля. Местом его проведения стал городской Дворец культуры. Встреча собрала на курорте порядка 400 представителей отрасли из 51 субъекта нашей страны. Среди них – все «звенья» образовательной цепи: от простых учителей до федеральных чиновников. Мероприятие подобного размаха прошло на Кубани впервые: на одной площадке встретились те, кто диктует государственную политику в области образования, и те, кто претворяет ее в жизнь.

В течение двух дней педагоги, директора образовательных учреждений, методисты, психологи, ученые, руководители органов управления образования различного уровня плодотворно работали, делясь опытом и практическими наработками в профессиональной области. Главной темой семинара стали вопросы разработки и внедрения примерной основной образовательной программы общего образования. До этого федеральный государственный образовательный стандарт применялся только в начальных классах. Но уже в этом году на него начнут постепенно переходить и средние школы. По мнению разработчиков ФГОС второго поколения – а к данной работе  привлекались лучшие умы страны, – новая система позволит улучшить качество обучения, сделать его более предметным и личностно-ориентированным. Как перевести теоретические разработки в практическое русло – своим мнением на этот счет  поделились первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк, министр образования и науки Кубани Наталия Наумова, эксперты ведущих российских вузов и другие высокопоставленные лица.

Предметом дискуссии стали сами новые стандарты, ожидаемые результаты и принципы их оценки, методическое и материально-техническое обеспечение обновленной образовательной системы. Рамки мероприятия включали и досуговую составляющую. Его участники смогли посетить знаменитые развлекательные и культурные объекты Геленджика: сафари-парк, дельфинарий, канатную дорогу  «Олимп», аквапарк «Золотая бухта», Старый парк в Кабардинке. Семинар оставил у наших гостей приятные впечатления, дав возможность совместить полезное с приятным.

Что же представляют собой новые стандарты и к чему ведет их внедрение? Прежде всего: теперь школьники сами смогут определять, какие предметы нужны им для углубленного, а какие – для поверхностного изучения. Образование в школе будет организовано по профильному принципу. Для старшеклассников определены 5 образовательных направлений: социально-экономическое, технологическое, естественнонаучное, гуманитарное и универсальное. Выбрав свою дорогу, школьник сможет направить силы и энергию на те области знания, которые ему по-настоящему интересны.

— Новый стандарт предоставляет учащимся свободу выбора, — делится опытом Елена Семко, директор МОУ «Провинциальный колледж» из Ярославля. Ее учебное заведение одним из первых опробовало на себе новые принципы работы и уже сделало для себя определенные выводы. – Например, если ребенок обладает явным гуманитарным складом ума, и такие предметы, как химия, физика, биология даются ему с трудом, он может выбрать гуманитарное направление и не изучать их. Вместо них у него в расписании будет один общий предмет — естествознание. В его рамках он получит основные знания о естественно-научной картине мира, и именно этот предмет будет внесен в аттестат.

Учебный план также будет формироваться индивидуально. Если в прежней школе детей, грубо говоря, «стригли под одну гребенку», то теперь, согласно новым стандартам, учитель должен делать упор на развитие в каждом ребенке индивидуальности, самостоятельности, творческого мышления, помогать ему в изучении тех наук, к которым он тяготеет, и совершенствовании тех навыков,  которые ему действительно интересны.

— Проблема в том, — продолжает Елена Романовна, — что в 15-16 лет школьник не всегда может четко сформулировать, что ему нужно, а что нет. К резкому переходу на новую систему не готовы ни учителя, ни ученики, ни родители. Очень часто мы слышим от последних: «А как это у моего ребенка в аттестате не будет химии?» Даже если для поступления и в дальнейшей работе химия человеку не нужна, представить себе ее отсутствие сложно – просто потому что она была всегда. На самом деле результат новая система может дать очень хороший. Важно лишь правильно и вовремя сделать свой выбор.

Многие участники семинара отметили значимость и практическую пользу проведенного мероприятия, грамотный подход к его организации.

— Хочется выразить большую благодарность организаторам данного мероприятия, — отметил Владимир Шарков, министр образования республики Коми. – Впереди новый учебный год, и обсудить такой насущный вопрос, услышать мнения коллег и рекомендации экспертов о том, в каком направлении нам двигаться дальше, было очень важно. Также хочется поблагодарить Геленджик за теплый прием. Краснодарский край – один из самых красивых регионов нашей страны. По долгу службы я бываю у вас почти каждый год – здесь отдыхают в лагерях наши дети, и мы приезжаем, чтобы контролировать этот процесс. Впечатления всегда только положительные.

— Внедрение нового стандарта – вещь весьма проблематичная, — отметила Ганга Эльмурзаева, ректор Чеченского института повышения квалификации работников образования. – Много вопросов остается и в начальной, и в старшей школе. Сегодня все постепенно встает на свои места – в том числе благодаря таким мероприятиям. Они способствуют тому, чтобы на местах было четкое понимание, как работать дальше, куда двигаться. Очень важно, что принимаемые решения не просто приходят сверху. Нас не ставят перед фактом, а приглашают к обсуждению, говорят – давайте посоветуемся.  Важно, что на таких форумах у нас есть возможность не только послушать выступления министров, но и пообщаться с коллегами из других регионов, посоветоваться, спросить, как это делается у них.

Как было сказано выше, в крае подобное мероприятие прошло впервые.  Однако само по себе общественное обсуждение нововведений в отрасли является нормой – как пояснила Наталья Третьяк, семинар в Геленджике стал не первым в серии подобных встреч.

— Один из основных принципов государственной политики в сфере образования – тесная связь с педагогическим сообществом. Важно, чтобы участниками образовательного процесса были не только учителя, но и ученики, и их родители. Формат такого мероприятия предполагает создание механизмов, вовлекающих  в этот процесс как можно большее число людей, что соответственно влияет на его качество.

По мнению замминистра, в Краснодарском крае, который всегда был безусловным лидером в системе образования, отличался инновационным подходом и нестандартными педагогическими решениями, эта связь чувствуется особенно сильно.

Полина Сорокина.  Фото А.Мещанова

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"