Это верно говорят: «Светлый человек», в наше время сказать так, не кривя душой, можно не о каждом. Епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност – такой. На днях Его Преосвященство встретился с коллективом «Прибоя».
Епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност (Михаил Дмитриев) – уроженец Караганды. Вышел из православной многодетной (одиннадцать ребятишек) семьи фронтовика, отслужил в Советской армии, поступил в Московскую духовную семинарию постригся в монашество, рукоположен в сан иеродиакона… Постриг с именем Феогност в честь митрополита Киевского принял накануне 1000-летия Крещения Руси. А геленджичане узнали его, когда в чине иеромонаха был направлен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Дивноморское для организации там подворья Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня Владыка Феогност известен как мудрый духовный пастырь с ученой степенью кандидата богословия.
… Он вышел из машины, на ходу оглаживая бороду, и волнение исчезло – в нем не чувствовалось ни показной величавости, ни манерности… Внимательный взгляд, под которым хочется стать лучше, теплая улыбка… И разговор получился теплым, откровенным и, конечно, очень полезным: ведь каждому было о чем спросить – о времени, о людях, о жизненном и духовном опыте епископа Русской Православной Церкви. Но начали с «текущего момента».
ИСПЫТАНИЕ СКОРО КОНЧИТСЯ
— Ваше Преосвященство, как в условиях карантина выстраиваете работу епархии? Совершаются ли таинства крещения, венчания?
— Мы переживаем сложный, но не новый для нас исторический момент. Ближайшим по времени случай был зимой 1959 года, тогда многие храмы тоже были закрыты. А все потому, что советский турист из Индии привез черную оспу. В то время наши спецслужбы отлично сработали и успели сохранить многим жизнь, очаг болезни был быстро локализован…
Сегодня – отвечая на ваш вопрос, – епархия продолжает работать в обычном режиме, только с соблюдением всех мер предосторожности. Сократились лишь мои поездки, которые составляют обычную жизнь архиерея – ограничиваюсь редким передвижением по Новороссийску и Геленджику по делам службы. Стараемся выполнять предписания Роспотребнадзора. По этой причине большинство таинств сейчас не совершается, кроме исповеди и причастия.
Это действительно для всех испытание, но оно скоро кончится.
КОЕ-ЧТО ОБ ИСТИННОМ СЧАСТЬЕ
— А если перейти на «мирные» вневирусные темы – планируете ли открытие новых храмов в Геленджике и если да, то повлияют ли они на количество воцерковленных горожан?
— На данный момент в Геленджике семь храмов. Предполагаем строительство храма в микрорайоне Парус, на улице Островского, в Марьиной Роще, в Широкой Щели и Кринице – проекты уже на стадии оформления земли; в Бетте заканчивается работа над проектом в византийском стиле.
Вижу, как положительно меняется отношение людей к православной церкви – я не фантазер и ничего не преувеличиваю. Скажу больше: чем быстрее наше общество воцерковится, тем нам самим легче будет.
Вот спросите меня, пойду ли голосовать за предложенные поправки в Конституцию, – да, пойду; но, по сути, они не понадобились бы, если бы наше общество было воцерковленным. Церковь ничего нового не говорит, она утверждает, что брак – это союз мужчины и женщины, и никак иначе. Разве понадобилось бы вносить в Конституцию поправки относительно таких ужасных вещей, о которых, по сути, и говорить противно. А раз мы это прописываем, значит, общество больно! Основы общества рушатся. Вы понимаете, в какой опасности мы живем? Еще Екатерина Великая сказала: «Нет ничего проще, чем управлять безнравственным обществом». А когда люди здравомыслящие и рассудительные, их не так просто вытащить на Болотную площадь.
Мы строим храмы не потому, что нам нужно трудоустроить священников. Я хочу видеть в нашей стране, в нашем регионе, нашем городе много счастливых людей, которые истинно счастливы – в браке, в своих коллективах, в саморазвитии…
БЕССМЫСЛЕННАЯ САМОЦЕЛЬ
— Владыка, как Вам кажется, что дало испытание коронавирусом всему миру?
— Кризис – это, по сути дела, суд. Возможность переосмыслить себя. Объясню на простом примере. Представьте: человек лежит прикованный болезнью к кровати. Появляется масса времени, и открываются глаза на вещи, которые ты раньше не замечал или не подозревал о них, – ты увидел, что твой ребенок отчужден, тебя даже не замечает; или, наоборот, он давно ждет твоего внимания, и ты начинаешь понимать, насколько ему не хватало твоей любви.
Так и с карантином. Мы находились в суете дней, в рынке, который подгоняет искать не просто хлеб, а хлеб с маслом, а кого-то – и с икрой. Нам хочется все лучшего и лучшего! Оно иной раз нормально, человек ведь не бабочка-однодневка, ему нужно нормально обуваться, одеваться, транспорт нужен для передвижения, жить где-то нужно… Но сейчас у многих это превращалось в бессмысленную самоцель.
Средства мы превратили в цель жизни. В этом смысле пандемия нас всех притормозила. Вольно или невольно приходится сидеть дома, и мы видим, как, оказывается, сложно терпеть мужа или жену, нужно заново учиться существовать вместе, терпеть, прощать с любовью. Находить свои недостатки, анализировать их: будь помягче, ты и сам не святой, следи в первую очередь за собой. Для каждого из нас это хорошая встряска.
Обществу же пандемия помогла увидеть безусловную ценность врачей. Через воспитание детей, через систему онлайн-обучения поняли ценность педагогов.
И, когда все это закончится, мне бы очень не хотелось, чтобы мы забыли про проблемы учителей и врачей. Очень надеюсь, что этого не будет. Иначе нам в следующий раз не выиграть в этой бактериологической необъявленной войне. Ведь, не ровен час, ситуация может повториться, и к этому надо быть готовыми.
ОБЩЕЕ ДЕЛО
— В связи с пандемией многие прихожане провели главный православный праздник – Пасху, дома. Как Вы считаете, пойдут ли люди в храм после отмены карантина?
— По-настоящему верующие люди пришли в храм. В Новороссийске, в соборе, где я служил, прихожане, соблюдая дистанцию, заполнили абсолютно весь двор.
Пандемия многое показала. Одни проявили удивительное благородство. У нас собралось более пятисот волонтеров, каждый из них был подготовлен к этой ситуации.
Вы спрашиваете – придут ли люди? Возможно, у тех, кто приходил, чтобы казаться верующим, желание и отпадет; уверен – это будут единицы. Ходить в храм – это не та потребность, как сходить в театр: хочу испытать наслаждение от этой замечательной арии в исполнении этого замечательного тенора… Нет! Здесь несколько другое. В храме происходит живая связь с Богом… Как можно ее заглушить? Это словно близкие, родные люди долго не видят друг друга, но разве отвыкнут они от ощущения радости – быть вместе?! Ведь даже слово «литургия» переводится с древнегреческого как «общее дело»…
— То есть развитие церкви в онлайн-среде, на Ваш взгляд, невозможно?
— Трансляция предназначена для тех, кто не может двигаться, кто немощен. В условиях карантина трансляция Богослужений стала вынужденной мерой. Можно, конечно, и дома зажечь свечу или лампаду и помолиться перед святыми образами. Но если ты нормальный здоровый человек и можешь прийти в храм помолиться – какие интернет-гаджеты могут заменить это? Да никакие. Иначе мы выродимся!
— Почему, в чем опасность, как думаете?
— Посмотрите, что было на Украине, когда некоторые ныне уже запрещенные священнослужители устраивали онлайн-литургии и причастия. Это же сродни Кашпировскому и Чумаку! Помните – «поставьте водичку, она зарядится, и будете здоровы»? Даже не буду комментировать – это ничего общего не имеет с церковью.
НЕЛИШНЕ ПОУЧИТЬСЯ
— К слову, о развитии. Владыка, могут ли православные верующие в рамках туристических программ посещать культовые места других конфессий?
— Почему бы и нет. Сам не раз в путешествиях посещал и мечети, и индуистские, и католические храмы. Мне очень интересна история других конфессий. В этой связи вспоминаю случай в детском лагере (в этом году мы решили не открываться, чтобы не искушать судьбу), так вот дети рассказали родителям, что мы их возили к культовым погребальным сооружениям – дольменам. Крайне ортодоксальные родители возмутились: язычество, мол. Я им так и сказал: да, действительно возил и еще раз повезу. Мы показываем детям, как древние жители этого места верили в Создателя еще до прихода Иисуса, как, почитая своих родителей, они старались для них – какую нужно иметь любовь к родным и близким, чтобы сотворить такое на века и так об их памяти позаботиться. Разве этому не нужно поучиться?
У меня много друзей-мусульман, мы постоянно общаемся, наведываемся друг к другу в гости, есть среди них такие, кто помогает в строительстве храмов.
НУЖДА БЫВАЕТ РАЗНОЙ
— Сегодня многие прихожане находятся в кризисе – моральном, нравственном и финансовом в том числе. Как церковь может помочь таким людям?
Он раздумчиво молчит, а потом, вздохнув:
— Да, нужда бывает разная. Бывает духовная, а бывает материальная. Порой материально легче помочь, чем духовно. Мы имеем огромный опыт помощи людям. Это и есть наша основная цель – врачевание души человеческой. Приходите, стучите, и обрящете.
Карина МИРАКОВА, Александр БОЧНЕВ.