Общество

Поисковики из Геленджика возвращают имена погибшим лётчикам

Они не просто находят следы кровавых боев, оставшихся на нашей земле и не просто заполняют белые пятна истории, — поисковики Геленджика стремятся возвращать родным их погибших героев. Каждая вершина Большого Геленджика скрывает имена погибших летчиков. Сколько их еще предстоит поднять, опознать и вернуть воскресшенные имена родственникам?

«Чайка» — прерванный полёт

Спустя 72 года усилиями поисково-исследовательского отряда военный лётчик, погибший в наших горах, был возвращён на родину. Глава Пшадского внутригородского округа Александр Грибцов, участвовавший в поисках, рассказал эту волнительную историю.

Тайна горы Молдаванка

…На горе Молдованка сегодня стоит памятный знак с именем сержанта Георгия Трофимовича Зотова – пилота самолёта И-153 «Чайка».

— Это был мой первый от начала до конца расследованный самолёт, хотя и раньше приходилось участвовать в поисковых работах, — рассказывает Александр Грибцов.

В начале двухтысячных от старожилов поисковики узнали об обломках самолёта в верховьях небольшой речки на горе Молдаванка. В наших краях действительно шли ожесточённые воздушные бои, и, чтобы проверить информацию, Грибцов с дочерью Юлией выехали на место.

— Обследовали метр за метром и наткнулись на торчащий из гравия кусок резины. Представляете! – оказалась задняя стойка самолёта. Поделились информацией с коллегами- поисковиками в Интернете, и ответ не заставил себя долго ждать: найденная стойка принадлежит советскому истребителю И-153 «Чайка».

В феврале 1943-го

Надо было продолжать поиски! Через несколько дней, вооружившись металлоискателями, группа исследовала дно ручья. И снова удача: нашёлся фрагмент двигателя самолёта – коленвал с сохранёнными номерами. Земля словно сама отдавала так долго хранимую тайну.

— Нас уже было не остановить, на самом верху Молдованки в неглубокой, но широкой яме нашлись крупные куски алюминия, стойки шасси и трубки. На одной из стоек – номер самого самолёта.

Судя по тому, что рядом обнаружились угли, остатки парашютной системы и так и не расстёгнутая пряжка пристяжного ремня, мы нашли место, где вместе с машиной погиб и пилот. Но кто он? Предстояла долгая архивная работа.

— Мы вновь опубликовали фотографии своих находок на форумах поисковиков.

Номера найденных фрагментов помогли узнать, что наша «Чайка» принадлежала 611-му истребительному авиационному полку. В архивных списках учёта самолётов и моторов значится: «Списать самолёты и моторы, потерянные при боевой работе в феврале 1943 года: «И-153 № 8332 с мотором М-62 № 622259 из состава 611 ИАП как не вернувшийся с боевого задания…»

Мы узнали, что задание «по штурмовке войск противника в районе Ильский» выполнял сержант Зотов. Даже место падения было указано – «на маршруте следования от цели к аэродрому базирования в Агое». Не было сомнений, что обнаруженные фрагменты принадлежат самолёту, на котором воевал уже ставший нам близким паренёк – сержант Зотов.

Из архива безвозмездных потерь: «Зотов Георгий Трофимович, сержант, пилот 611 ИАП, 1922 г.р., уроженец Сталинградской области, Калачевского района, хут. Булганово. Член ВЛКСМ с 1937 года. Отец: Зотов Трофим Степанович, проживал по адресу: г.Сталинград, ул. Чебоксарская».

Позже выяснилось, что Трофим Степанович Зотов, как и его сын, сражался на фронтах Великой Отечественной и погиб при освобождении Польши  31 июля 1944 года. До сих пор неизвестно, узнал ли он о гибели сына…

72 года спустя

Но мало найти имя героя, нужно найти его родственников и сообщить о месте гибели.

— На наше письмо в военкомат Волгограда пришёл ответ: «Сообщаем Вам, что в г. Волгограде по улице Ардатовская проживает родная сестра сержанта Зотова – Нина Трофимовна, 1940 года рождения».

…Нине было всего три года, когда семье сообщили, что брат – без вести пропавший. Эта формулировка позволяла надеяться. Все послевоенные годы она верила, что брата, которому тогда, в сорок третьем, был всего 21 год, обязательно найдут. Его нашли через 72 года…

Благодаря незнакомым поисковикам из Пшады семья Нины Трофимовны узнала, как и где погиб её брат.

— Останки лётчика 18 февраля 2016 года были переданы представителям администрации Волгограда, а 23 февраля 2016 Зотов Георгий Трофимович лёг в родную землю.

Но здесь, в геленджикском селе, паренька из Сталинграда помнят. На месте гибели пилота  8 мая 2020 года установлена памятная табличка.

Во время Великой Отечественной войны над Кубанью подбито более 2000 советских самолётов, а найдено пока 384.

Трагедия на Тхабе. Ошибка штурмана?

Ещё одной находкой пополнился бессмертный воздушный полк, ею стал самолет, обнаруженный на горе Тхаб.

— Старики вспоминали, что натыкались в горах на груды искорёженного металла, указывали на северо-восточный склон горы Тхаб, — рассказывает Евгений Порфирьев, поисковик с многолетним стажем. – Так, в 1999 году мы с разведотрядом оказались в урочище Монастыри.

Едва дождавшись рассвета, втроём выдвинулись в район предположительного падения самолёта. Через полтора часа непрерывного подъёма, преодолев первое ущелье, поднялись на хребет и начали спуск во второе. На каменном дне буквально уткнулись в лежащий двигатель самолёта, немного выше по склону – второй. Шаг за шагом – и… новые находки: обрывки дюраля, бронелисты, стойки шасси, фрагменты пулемётных лент с патронами американского производства. Но главное! – среди мёртвого железа мы нашли останки экипажа. Признаюсь, оторопь взяла, когда обнаружили многочисленные человеческие кости – никто из нас долго не мог вымолвить ни слова, было очевидно, что погибло несколько человек.

С этого времени для этих взрослых, видавших виды мужиков стало важным установить имена погибших лётчиков.

Они переписали номера найденных узлов и агрегатов самолёта, но отсутствие опыта не позволило по горячим следам установить имена пилотов. На это ушло десять лет.

— Мы вели работу с архивами 1943 года, — объясняет затянувшиеся поиски Евгений. — Данных не было, но поиски не останавливали. Осенью 2008 года вернулись на место падения и нашли заводскую табличку с указанием типа самолёта, даты выпуска и номера 4102789. Продолжили архивные изыскания, оказалось, что самолёт погиб уже после битвы за Кавказ в 1944 году. Состыковав все находки и детали, мы сделали вывод, что причиной гибели экипажа стала ошибка штурмана. Самолёт в тёмное время суток врезался в вершину горы Тхаб.

Установили и имена погибшего экипажа бомбардировщика А-20 «Бостон»: пилот –  лейтенант Ванюшев Виктор Георгиевич, штурман – младший лейтенант Петренко Иван Павлович, стрелок-радист – сержант Трубников Дмитрий Яковлевич, и воздушный стрелок –  сержант Мякушин Григорий Порфирович.

Памятным знаком на Тхабе поставлена точка в операции по поиску, продолжавшемуся более десяти лет. Но сколько ещё таких знаков и памятников предстоит установить?

Продолжается поиск. Як-7Б: последний бой

Накануне Праздника Победы на склоне ущелья в районе хутора Афонка были обнаружены обломки советского истребителя.

— О найденных в лесу металлических деталях нам рассказал местный житель, который хорошо знает эти места, он заядлый грибник, — рассказывает начальник технического отдела поисково-исследовательской организации «Черномор» Алексей Трунтаев. — Выехали на разведку. Обнаружили привод масляного насоса, часть боекомплекта авиапушки, кусок пристяжной парашютной системы и ухо шлемофона. Эти находки позволили предположить, что пилот, увы, тоже погиб.

Накопленные исторические знания и опыт поисковой работы подсказали разведгруппе, что они нашли истребитель Як-7Б, который был сбит в воздушном бою в 1942-м или 1943 году.

Производился Як-7 с 1941 года и стал впоследствии самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Всего было построено 6 399 таких аппаратов.

Теперь поисковики планируют провести более тщательное исследование района и направиться к месту обнаружения обломков самолёта полным составом и с техническим обеспечением.

— Начать работу раньше не позволяла погода, самолёт потерпел крушение в труднодоступной местности, необходимо форсировать на машинах две речки. Нужно обследовать каждый сантиметр участка леса 50 на 50 метров, — продолжает Алексей. — Повезёт, если найдём мотор. По его номеру можно установить имя пилота и его родственников – это самая важная часть работы. Наша задача – предать земле уже не безымянного героя, а Воина, который отдал жизнь за безоблачное небо.

Светлана РАКОТЬ

Дорогие читатели, если вам есть чем поделиться с автором публикации, пишите rakot@gelpriboy.ru или звоните 8(86141)3-27-72

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"