Общество

Четыре колеса — для тела, два — для души

Может ли велосипед стать для современного горожанина основным видом транспорта и заменить ему машину? Для этих парней данный вопрос – не вопрос!

Знакомьтесь: это Павел Звонков (справа) и Валерий Шорохов (слева), гости курорта из Новороссийска,  активисты движения «Велосоюз». В мае этого года они совершили очередной, второй по счету, велопробег по Краснодарскому краю. Их путь пролегал через 17 муниципальных образований, среди которых был и Геленджик.

Кроме собственного удовольствия участники «Велопрорыва» преследовали и некие общественно-значимые цели. Первая и главная из них – показать, что для передвижения, будь то каждодневные маршруты по городу или  увлекательное путешествие длиной в тысячу километров, не обязательно иметь автомобиль. Чтобы увидеть всю красоту окружающего мира, пережить массу дорожных приключений и доселе неизведанных эмоций, достаточно всего двух колес.

Первый, пробный, «Велопрорыв» новороссийцы совершили год назад. За две недели группа велолюбителей – в тот раз более многочисленная — объехала весь Таманский полуостров, намотав в общей сложности 725 километров. В этом году маршрут был иным: вдвое большим по протяженности, но позволившим нанести на виртуальную дорожную карту новые города и веси. Станицы Гостагаевская, Варениковская, Троицкая, Степная,  Бриньковская, Ясенская, Должанская, Стародеревянковская, село Экономическое, хутор Трудобеликовский – далеко не каждый из нас может хотя бы приблизительно представить, где в нашем крае можно встретить такие названия. Но именно неизбитость, нехоженность здешних троп привлекла наших героев.

— Собираясь совершить длительное путешествие, многие велотуристы ставят себе какие-то непонятные цели: «поеду в Москву», «поеду в Питер». В Крым сейчас все стремятся активно. Мы этого не признаем, — рассуждают ребята. — У нас такой яркий, богатый, интересный край, о котором мы так мало знаем. Его города, природа, люди, места боевой славы – все это неиссякаемый источник новых впечатлений. Прорабатывая маршрут, мы делали ставку на те места, в которых раньше не были и вряд ли бы когда-нибудь специально туда поехали. Именно в этом стремлении, желании ближе узнать родную землю, по нашему мнению, и заключается истинный патриотизм.

На своем пути участники «Велопрорыва» повидали немало. Они знакомились с неповторимым колоритом, который есть в каждом районе. Общались с местными жителями, приглашая всех желающих присоединиться к своей экспедиции и проехать с ней часть маршрута. Посещали военные памятники и мемориалы (в Геленджикском районе их внимание привлекла обновленная батарея Зубкова). Каждый район и город оставили в их памяти свой эмоциональный отпечаток.

— Приморско-Ахтарск – вроде бы хороший и спокойный городок, но чувствуется в нем какое-то напряжение, натянутость – как будто затишье перед бурей. Кущевская – номинально станица, но по факту она как город. Вся в движении: много машин, людей. Очень живая, кипучая. «Микромегаполис». В Брюховецкой чувствовалась нелюбовь к чужакам. Причем не агрессивная, а наоборот — подчеркнуто вежливая. Тебе вроде бы улыбаются, при этом мягко, но настойчиво подталкивая к выходу. Геленджик – очень солнечный город. Не в плане погоды, а именно в эмоциональном ключе. К слову, у вас много активных велосипедистов, с которыми мы поддерживаем тесные дружеские связи. Каждый год в апреле именно в ваших горах наши объединенные команды проводят символическое открытие нового велосезона.

Интересный практический вывод, сделанный парнями по итогам пройденного ими пути: как безграничны в нашем туристическом регионе возможности  для развития массового велотуризма и велоспорта!

— В разных частях края можно развивать свои определенные направления, — говорит Павел. – К примеру, степные районы: от Приморско-Ахтарска до Кущевки – это километры идеально ровной степи, без малейшего пригорочка. Здесь можно с успехом тренировать шоссейные команды или заниматься циклокроссом (гонки по пересеченной местности). Все Черноморское побережье, а также Горячий Ключ, Адыгея – созданы для маунтин-байка.  В этих районах есть люди, которые всерьез занимаются велоспортом, да только 90% из них ездят по накатанным трассам, либо достают велосипед лишь в дни соревнований. При этом неизъезженных трасс и непокоренных вершин вокруг пруд пруди. Все, что надо для их освоения и продвижения велотуризма в массы, – это голова на плечах и фантазия, не скованная никакими рамками.

Помимо множества позитивных впечатлений, подаренных бескрайними просторами Кубани, были у путешественников и отдельные моменты со знаком минус. Главная «ложка дегтя» —  отношение к велосипедисту со стороны прочих участников дорожного движения. По сей день не только в крае, но и во всей нашей стране оно оставляет желать лучшего. Если в Европе человек, который не создает пробок и шума, не загрязняет воздух и окружающую среду, не претендует на парковочные места, да еще и ведет здоровый образ жизни, пользуется на дороге всеобщим уважением, то у нас  все наоборот: велосипедисту не рады ни на дороге, ни на тротуаре. Ему раздраженно сигналят автомобилисты, его поносят пешеходы, и везде он третий лишний.  Даже добираясь на эту встречу, автор этих строк едва не упала со своего велосипеда из-за женщины, вальяжно расхаживающей по новенькой велодорожке. В ответ на мое замечание о том, что желтая полоса с соответствующими знаками на набережной предназначена для двухколесного транспорта и ходить по ней не стоит, мне на повышенных тонах «посоветовали» ездить аккуратней. 

— Такая проблема есть и у нас, — отмечают новороссийцы. – Пешеходы ходят по велодорожкам, велосипедисты вынуждены объезжать их по пешеходной части улицы. «Борьба» между ними продолжается. К сожалению, создание велодорожек не решает проблему вмиг. Порядок на улицах наступит тогда, когда он наступит в головах.

И все же не умилиться самому факту появления в пешеходной зоне отдельной полосы для велосипедистов представители велосообщества не могли. Кто знает, может, именно с этого момента стартует новая эпоха – время, когда данный вид спорта превратится из всеобще раздражающего фактора во всеобщее увлечение. Конечно, наступит она не сразу, но ведь каждому велосипедисту известно: тише едешь — дальше будешь. А там и до массового велотуризма рукой подать.

Напоследок приведем несколько советов от участников «Велопрорыва» тем людям, которых наша статья вдохновит на собственное велопутешествие. В дороге всегда нужно быть сытым: питайтесь сполна, иначе силы вас быстро покинут, а дорога будет не в радость. Готовьтесь к худшему: если оно не случится — хорошо, если случится – вы, по крайней мере, были к этому готовы. Не пытайтесь прыгнуть выше головы и проехать больше, чем способны — равномерно распределяйте нагрузку. И последний совет: не слушайте ничьих советов! Если не сидится на месте, если есть силы и желание познать новое, если «прекрасное далёко» манит и зовет – просто седлайте своего железного коня — и в путь!

Полина Сорокина.

Фото автора

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"