
Юные гении из творческого объединения занимательной инженерии «3D-Самоделкин» Центра развития творчества детей и юношества стали победителями регионального этапа IX Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям. Ребята заняли первые места в трех возрастных категориях в номинации «3D-моделирование и прототипирование».
Руководит «Самоделкиными» педагог дополнительного образования Александра Скорая.
– Творческое объединение «3D-Самоделкин» родилось в 2017 году из студии рисования. Сейчас в направлении прототипирования занимается 3 группы, около 32 детей. Работаем на стыке дизайна и инженерии. Многие из наших выпускников выбрали для себя профессии в области архитектуры, инженерии, геодезии и мультипликации, – рассказывает Александра Владимировна. – Сама я, живописец, учитель рисования, пришла к 3D-моделированию, можно сказать, случайно. Предложили попробовать себя в новом качестве. Очень помог опыт в создании конструкций для знаменитого геленджикского карнавала.
Набираем всех желающих. Кто-то приходит из студии рисования, кто-то конкретно на моделирование. Остаются те, кто готов думать, трудиться, заинтересован в том, чтобы развивать свое пространственное мышление.
Ребята ежегодно принимают участие в конкурсах и всегда с хорошими результатами. В этом году наши юные таланты вновь доказали, что они лучшие в своем деле. Первые места в трех возрастных категориях в номинации «3D-моделирование и прототипирование» – это не просто успех, это победа, которая позволила взять весь пьедестал почета на региональном этапе олимпиады по 3D-моделированию. Но и это еще не все. Наши ученики, Тихон и Демид Жидиковы, которые занимаются объемным моделированием с помощью 3D-ручки, заняли третье место в финале Всероссийской олимпиады среди учеников 1-2 классов.
Гении трехмерного пространства
Финальный этап олимпиады – это всегда испытание на прочность. За месяц до самого финала участникам выдается домашнее задание, которое требует максимальной концентрации. В этом году задание было посвящено космосу. И ребятам из младшей группы (5-6 класс) нужно было создать модель космического корабля «Восток-1», оснащенную электроникой. А также подготовить полный пакет конструкторской документации и презентацию.
Средняя группа (7-8 класс) работала над прототипом космического корабля «Орел». А старшая группа (9-11 класс) – над прототипом космической станции РОС (Российская орбитальная станция). Это было непростое задание, участникам предстояло воссоздать устройство корабля по фотографии. На каждую из деталей нужно создать свой чертеж, плюс чертежи сборочные, общего вида и спецификаций.
Очный этап олимпиады проходил в Политехническом университете имени Петра Великого в Санкт-Петербурге. Участникам предлагалось техническое задание, включающее проектирование, печать, подготовку конструкторской документации и общую защиту проекта вместе с домашним заданием. Это огромный объем работы за строго отведенное время.
Юные гении максимально использовали свои знания и навыки и отлично справились с заданием.
Десятиклассник школы № 5 Олег Зайцев в 3D-моделировании не новичок, начал заниматься им с 9-ти лет. Сначала занимался рисованием, потом предложили попробовать себя в новом направлении. Согласился – и увлекся. Первыми 3D-моделями стали именные брелки, которые он делал для себя и близких. Олимпиада стала четвертой для него. Вроде все знакомо, но перед защитой волновался, как на экзамене.
Любимые школьные предметы – география, физика, алгебра. Хорошо дается геометрия, что при его увлечении неудивительно. Свою дальнейшую жизнь хочет связать с космическим конструированием, стать студентом Политехнического университета им. Петра Великого, в котором проходил финал конкурса.
Ученица 5 класса школы № 1 Кира Маментьева принимала участие в конкурсе такого масштаба впервые. Было радостно и немного страшно одновременно.
Когда юная художница пришла на занятия в «3D-Самоделкин», многое было непонятным, трудным. Но девочка быстро втянулась, заинтересовалась. Ей нравится придумывать проекты, разрабатывать модели, составлять чертежи, которые на первый взгляд кажутся сложными, но постепенно становятся близкими, понятными, отвечающими ходу мыслей. Впрочем, родители Киры – инженеры, есть к кому обратиться за помощью, подсказкой.
На защите проекта надо было непросто представить строгим и опытным экспертам созданную модель. Куда сложнее было заинтересовать экспертов, доказать им оригинальность своего творения. Кире и ее напарнице Арине Зининой это удалось на «отлично». Девочки заслуженно заняли 1 место.
К моменту, когда шестикласснице школы № 2 Арине Зининой предложили попробовать себя в 3D-моделировании и прототипировании, она уже была хорошо знакома с 3D-ручкой. С помощью преподавателя и старших, более опытных товарищей училась правильно моделировать детали, обращаться с 3D-принтером. Вроде бы не девчоночье увлечение… Но и сама Арина, и ее родители считают, что умение мыслить рационально еще никому не помешало.
Разжигаем пламя творчества
Наталия Хохлова, заведующая спортивно-техническим отделом:
– Зерно познания, которое закладывается в души детей, всецело зависит от педагога. Александра Скорая, педагог высшей квалификационной категории, работает в Центре развития детей и юношества более 20 лет. Она не просто учит детей, но и постоянно учится сама. Умеет зажечь в детях искру, из которой разгорается пламя творчества.
В педагогическом институте не учат 3D-моделированию, инженерной графике, педагогу многое приходится познавать самостоятельно, постоянно находиться в процессе развития. И здесь очень важна поддержка руководства. Директор центра Татьяна Николаевна Ходырева – человек дальновидный, отличный организатор. Она умеет вдохновлять людей и оказывать существенную поддержку, казалось бы, самым невероятным проектам.
Еще хотелось бы поблагодарить администрацию Геленджика и лично Алексея Алексеевича Богодистова за помощь в организации поездки на финальный этап олимпиады. Причастны к нашему триумфу и спонсоры – предприятие «Дары Кубани», индивидуальный предприниматель Зозуля.
Впереди финал олимпиады в номинации «Наставничество», который пройдет в сентябре в г. Ханты-Мансийске. Поедут туда молодой и перспективный наставник Лев Шевченко и наши юные таланты – Олег Зайцев и Арина Ушакова.
Физик Фриман Дайсон писал: «Хороший инженер – это человек, который создает проект с минимальным количеством оригинальных идей». Наши воспитанники – практически готовые инженеры, умеющие находить своим оригинальным идеям оптимальное практическое воплощение.
Инна КУЗНЕЦОВА