Есть такие профессии, которые оставляют неизгладимый след в сердце человека. Одна из них – воспитатель детского сада. Именно эти люди становятся первыми наставниками и друзьями для самых маленьких, помогают им познавать мир и учиться новому.
В праздник всех дошкольных работников «Прибой» расскажет о Лилии Яковлевне Чесноковой – воспитателе с огромным опытом и безграничной любовью к детям. Более полувека она посвятила не только воспитанию малышей, но и непростой работе учителя-тифлопедагога, помогающего ребятам с нарушениями зрения.
Во многом благодаря Лилии Яковлевне в Геленджике однажды появились группы для слабовидящих деток. Сначала они открылись в детском саду «Тополек», а затем их перевели в детский сад компенсирующего вида «Сказка». Именно здесь последние 28 лет трудилась наша героиня, и только в этом году она приняла очень сложное для себя решение – отправиться на заслуженный отдых.
Сегодня многие ее воспитанники – уже взрослые люди, вырастившие своих детей, а некоторые даже и внуков. Бывшие выпускники детских садов Геленджика и их благодарные родители с радостью встречают любимую воспитательницу на улицах курорта. Спешат поздороваться, пообщаться и обнять женщину, доброта и забота которой навсегда осталась в их душе.
Не профессия, а призвание
Трудовой путь 18-летней воспитательницы Лилии начался в детском саду села Дивноморского сразу же после Краснодарского педучилища.
Девушка окончила его с отличием и должна была поступать в Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена, но случилось горе – умер отец. Она не смогла уехать и оставить семью в такое сложное время, так что получение высшего образования пришлось отложить.
– Нас у мамы было шестеро. И, несмотря на то, что папа покинул нас очень рано, мы никогда не знали ни голода, ни холода. Помогали друг другу, как могли. На наших руках всегда были трудовые мозоли, ведь работать приходилось и на основной работе, и дома, чтобы содержать хозяйство, – вспоминает Лилия Чеснокова.
Как старшая из пятерых дочерей, она с ранних лет была главной маминой помощницей в домашних делах, нянчила младших сестёр, не ходивших в сад, и уже лет с 6 мечтала в будущем стать воспитателем.
Сквозь годы пронесла Лилия Яковлевна эту огромную искреннюю любовь ко всем своим воспитанникам, относясь к чужим детям с той же теплотой, что и к собственным. Даже спустя 55 лет, разглядывая пожелтевший фотоснимок своей самой первой группы, она помнит имя и фамилию каждого ребёнка.
Впоследствии наша героиня получила не одно, а два высших специальных образования и достигла высоких профессиональных результатов. В разные годы занимала должности воспитателя, учителя, была заведующей детского сада. В дополнение к основной деятельности много лет руководила методическими объединениями по физвоспитанию, математике, развитию речи, работала внештатным инспектором ГОРОНО.
Заслуги Лилии Чесноковой в образовательной деятельности не раз отмечались почетными грамотами и благодарностями главы курорта. Это педагог высшей квалификационной категории, удостоенный знака «Отличник народного просвещения» и почетного звания «Ветеран труда».
Уникальная методика
К сожалению, в современном мире появляется все больше детей с заболеваниями глаз. У этой глобальной проблемы могут быть абсолютно разные причины: от наследственности и врожденных патологий развития зрительного аппарата до приобретенных при рождении или появившихся вследствие раннего пристрастия к электронным гаджетам.
В общей сложности тифлопедагогике Лилия Чеснокова посвятила 38 лет. Когда только начинала работать в этой области, жадно поглощала все немногочисленные знания и достижения сравнительно новой, особенно для Геленджика, науки, перенимая опыт других специалистов со всего Краснодарского края.
– На заре моей профессиональной деятельности существовала только одна программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения), разработанная профессором Любовью Ивановной Плаксиной. На основе этой программы я создала перспективное планирование для тифлопедагогов и воспитателей, которое презентовала на краевом недельном семинаре для работников учреждений IV вида со всего края, проходившем у нас в «Сказке», – сообщает Лилия Яковлевна.
Система, разработанная нашей героиней, получила признание и высокую оценку. Ею долгое время успешно пользовались тифлопедагоги Кубани, и этот опыт применяется до сих пор. Несмотря на внушительный багаж навыков и опыта, Лилия Чеснокова никогда не прекращала учиться новому, создавала собственные методики и успешно внедряла их в работу.
– Наша профессия тесно связана с медициной, ведь тифлопедагогу необходимо понимать все возможные аспекты нарушений зрения и то, как они влияют на восприятие окружающего мира. И, уже исходя из этого, выстраивается процесс нашей совместной работы, где при помощи различных методик, адаптированных для слабовидящих, мы учим малышей приспосабливаться к жизни в обществе, получить образование и развить свои способности, – поясняет она.
Познающие мир на ощупь
Лилия Яковлевна настоятельно рекомендует не игнорировать проблему и отдавать ребенка в специализированный детский сад. К сожалению, есть такая категория родителей, считающих, что их ребенок ничем не отличается от остальных детей, обращая внимание на его интеллектуальные и творческие способности, полностью игнорируя зрительные нарушения.
Помочь ребенку с плохим зрением можно только совместными усилиями. В том числе, если ребенок переходит на обучение в общеобразовательную школу, главная задача родителя – взять справку от окулиста и проследить за тем, чтобы его чадо не посадили на дальние парты или в неправильный ряд.
Родителю нужно выстраивать коммуникацию с ребенком так, чтобы он не чувствовал, что у него есть какие-то проблемы. Никогда не обсуждать с врачом диагнозы при малыше, потому что некоторые детки поворачивают эту историю в выгодное для себя русло и начинают манипулировать своей болезнью – мне нельзя перегружаться, нельзя много читать…
Долгие годы Лилия Яковлевна была единственным в городе тифлопедагогом. Затем, щедро делясь накопленными знаниями с молодыми специалистами, она вырастила себе достойную смену в этой сложной и одновременно интересной профессии.
Мама, я плохо вижу!
Хорошо, если ребенок может подойти и открыто сказать об этом. Но как быть родителю, чей ребенок замалчивает этот факт, или еще слишком мал, чтобы понять, что у него падает зрение? На что в первую очередь стоит обратить внимание, советует Лилия Яковлевна Чеснокова:
– Ребенок начинает прищуривать глаза;
– Подходит слишком близко, чтобы что-то рассмотреть;
– Повышается утомляемость, и он начинает часто хотеть спать.
В этих случаях нужно срочно идти к офтальмологу, – рекомендует тифлопедагог.
Валерия МАЙОРОВА