ИнтервьюОбщество

Борис Болдырев дает юным геленджичанам важные уроки полезных умений

Более 48 лет посвятил Борис Иванович Болдырев профессии учителя. Начиная с 1987 года, он преподаёт труд (технологию) в школе № 2, прививая ребятам любовь и уважение к рабочим профессиям. Бывшие ученики до сих пор с теплотой и благодарностью вспоминают его уроки, а многие из них приводят в родную школу уже собственных детей.

Накануне Дня учителя «Прибою» удалось пообщаться с одним из опытнейших педагогов нашего города о его семье, жизненном пути, выборе профессии, хобби и главных принципах воспитания молодёжи.

Следом за дедом

Несмотря на то, что сам Борис Иванович родился в небольшом хуторе Самбурове Ростовской области, история его семьи тесно связана с ещё довоенным Геленджиком. Именно сюда в 1935 году приехал его дедушка, чтобы преподавать политэкономию в партийной школе курорта.

– Мама с бабушкой встретили войну здесь. В то время мама была совсем юной и училась в шестом классе. А поскольку Геленджик был городом-госпиталем, где лечили раненых солдат, школьницы, как могли, помогали медсёстрам ухаживать за ними. Так мама получила свои первые профессио­нальные навыки, которые впоследствии помогли ей выбрать жизненный путь. Окончив школу, она отправилась в Новочеркасск, где поступила в медицинское училище. Затем по распределению попала на работу в хутор Самбуров, там она встретила отца и вышла замуж. Потом на свет появились мы с братом, – рассказывает Борис Болдырев.

Окончив 8 классов школы, он захотел связать свою жизнь с авиацией. Здоровье у молодого парня было отменное, но вот вестибулярный аппарат подвёл – для лётчика оказался слабоват. Тогда мама посоветовала пойти по стопам деда и стать педагогом, тем более что все данные для этого имелись: Борис всегда легко находил общий язык с детьми.

– Сопротивляться я не стал – поступил в Каменское педагогическое училище на учителя начальных классов, а затем в Ростовский пединститут на факультет физики, труда и черчения. После окончания вуза попал по распределению в Аксайский район под Ростовом, где проработал около 10 лет, – говорит Борис Иванович.

Ученики восьмилетней школы в хуторе Александровка Аксайского района запомнили Бориса Болдырева как молодого педагога, впоследствии ставшего директором. Он вошёл в летопись учебного заведения как талантливый руководитель, оставивший заметный след не только в истории школы, но и всего хутора. Вот, что написали о нём бывшие ученики:

«Пришёл Борис Иванович Болдырев и сразу завоевал сердца ребят. Однажды, с целью приобщения учащихся к прекрасному, Борис Иванович вместе с учительницей биологии Бахмут Антониной Яковлевной организовали учащихся на посадку сосен на окраине хутора. Сейчас это сосновая роща, которой гордятся жители».

Терпение и труд

В Геленджик Борис Иванович приехал уже опытным педагогом. Свой первый учебный год на курорте он отработал учителем физики в школе № 5, а затем перешёл в школу № 2, где стал вести уроки труда у мальчиков. С недавнего времени он преподаёт у одиннадцатиклассников ещё и черчение, постепенно возвращающееся в российские школы.

Многие годы уроки труда (технологии) были разделены на «мужские» и «женские» занятия. Мальчишки находили применение молотку и гвоздям, строгали доски, работали с лобзиком, болгаркой, степлером и дрелью, учились моделировать, выпиливая детали для сборки кораблей и самолётов. Девочки же познавали азы кулинарии, кройки и шитья.

С этого года программа учебной дисциплины претерпела некоторые изменения – её усовершенствовали под современные реалии и поделили на отдельные модули. Теперь, помимо работы с различными материалами, на уроках труда ученики будут осваивать компьютерные программы, заниматься робототехникой, 3D-моделированием и даже конструировать летательные аппараты. Каждая школа будет решать этот вопрос вместе с родителями в индивидуальном порядке.

– Я помню, как лет 15 назад один мальчик записался на вязание, школа против не была. Потом два года подряд мальчишки посещали программу кулинарных занятий, сами готовили что-то дома и приносили в класс, – вспоминает педагог. – Так и сейчас дети будут заниматься тем, что нравится. А вообще, в последнее время ко мне в мастерскую частенько заглядывают девочки и говорят, что хотят попробовать поработать на станках.

Многие родители смотрят на обновлённую дисциплину со скепсисом, мол, моделирование и прототипирование – это, конечно, здорово, но не всем в дальнейшей жизни понадобится. А вот элементарные бытовые навыки освоить, чтобы что-то зашить, загрунтовать, покрасить или обед сварить – это то, что точно пригодится в жизни практически каждому.

– Я стараюсь научить ребят элементарным мужским вещам. Ведь основная наша задача – это не сделать из всех плотников, а дать базовые знания, которые помогут им в будущем. Я учу детей правильно держать молоток и соблюдать технику безопасности при работе с домашним инструментом. Уверен, что с введением новых трудовых модулей им будет легче определиться с выбором профессии, ведь сейчас многие до последнего не знают, кем хотят стать в будущем. По моему опыту, после окончания учёбы около 50% детей возвращаются в Геленджик. Я считаю, что это очень правильно, ведь где родился, там и пригодился, – убеждён Борис Болдырев.

Уроки жизни от педагога

– Борис Иванович, какое, на ваш взгляд, главное отличие советских ребятишек от нынешнего поколения?

– Безусловно, это абсолютно разные дети. Сейчас школьники стали сообразительнее, вокруг них очень много информации, гаджетов. Но при этом они очень неусидчивые и ждут быстрых результатов. Они не готовы заниматься целый урок теорией, им хочется поскорее перейти к практике и уже к концу занятия смастерить готовый самолёт. К долгоиграющим проектам они не готовы – не хватает терпения.

– Помимо внушительного педагогического стажа, вы с супругой воспитали троих детей и давно уже стали дедушкой и бабушкой. Скажите, какой ваш самый главный принцип воспитания?

– Показывать всё на своём примере, подсказывать и всегда быть рядом. А ещё никогда не кричать на детей – этот метод не работает.

– Продолжили ли педагогическую династию ваши дети?

– Да, моя дочь работает учителем начальных классов. А с недавнего времени и её дочь – моя внучка – преподаёт старшеклассникам русский язык и литературу.

– Борис Иванович, есть ли у вас хобби, кроме работы?

– Я с детства очень люблю копаться в машинах, ремонтировать их. С 7 класса я ходил в библиотеку только за книгами про двигатели и знал о них всё. В разное время у меня была и «Победа», и «Волга». Их я всегда чинил сам. И сейчас ремонтирую, только для этого у меня времени маловато.

Проходят годы, меняется всё вокруг: тенденции, технологии и даже наша страна. Но есть то, что остаётся неизменным, – любовь и признание учеников. Даже те, кто много лет назад окончил школу, до сих пор с большой радостью встречают на улицах курорта своего мудрого наставника и замечательного педагога Бориса Ивановича Болдырева.

Валерия МАЙОРОВА

Фото Антона Мещанова

Борис Иванович Болдырев – учитель высшей квалификационной категории, удостоен почётного знака «Отличник народного просвещения РФ».

Более 10 лет входит в состав жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии и разрабатывает для неё вопросы.

А ещё ежегодно принимает активное участие в подготовке муниципальных акций и городских праздников.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"