Раньше казалось, что школьный учитель живет в мире формул, правил и проверенных временем учебников. Сегодня в портфеле педагога находятся смартфон для ведения соцсетей, наушники для подкастов и бесконечный список тем для дискуссий с подростками. Современный педагог — это гибрид наставника, медиаменеджера и большого друга.
Именно такой Сергей Демченко, учитель английского и советник директора по воспитанию из школы №20 в селе Пшада, чей педагогический стаж насчитывает 29 лет. Накануне Дня учителя «Прибой» поговорил с ним о самом главном: как говорить с детьми на одном языке — и не только на английском.
— Сергей Анатольевич, ваша должность — «советник по воспитанию» — звучит немного по-космически. Если бы нужно было объяснить ее смысл пятикласснику и его родителям своими словами, как бы вы это сделали?
— Если просто, то я тот, кто создает в школе атмосферу. Не слежу за дисциплиной с угрюмым видом, а работаю с педагогами, родителями и детьми, придумываю такие события и проекты, чтобы школа стала местом, куда хочется приходить. Где каждый ребенок, даже самый тихий, может найти себя, почувствовать поддержку и раскрыться. Моя задача — чтобы из наших стен выходили не просто ученики с аттестатами, а мыслящие, активные, творческие и добрые люди.
— Вы совмещаете роль учителя английского и советника по воспитанию. Как знание языка и культуры других стран помогает в патриотическом воспитании? Не возникает ли противоречия?
— Знание иностранных языков в моей работе не мешает, даже наоборот. Патриотизм — это не про то, чтобы закрыться от мира. Это про то, чтобы знать и любить свое, уважая чужое. На уроках английского мы можем обсуждать традиции и культуру других стран и тут же проводить параллели с нашими, российскими. Видеть разницу, находить общее. Так формируется тот самый критический взгляд на мир и глубинное, осознанное понимание ценности своей культуры. Это мировой опыт, который только обогащает.
— Что, на ваш взгляд, современные дети ценят больше всего — искренность, авторитет или digital-подачу?
— Современные дети очень ценят искренность и быстро распознают лицемерие. Digital-подача — это просто инструмент, способ общения. Можно сделать супермодный ролик в TikTok, но если за ним нет правды и честности — дети пролистают его мимо. А вот если ты с ними на одной волне, говоришь открыто и без пафоса — тогда они доверяют.
— Ваша страница в VK — настоящий медиацентр школьной жизни. Как вы выбираете темы? Есть ли внутренний цензор?
— Моя страница в VK — это мое рабочее место. Темы рождаются сами: чья-то победа на конкурсе, интересная дискуссия на уроке или идея самих ребят. Моя страница — это во многом их творческая мастерская. Они часто приносят мне контент: фото с мероприятия, видеоотчет или предлагают тему для поста. Я лишь помогаю это оформить. Так что цензор один — наше общее чувство меры и вкуса.
— Как вы находите баланс между «официальной» школьной жизнью и тем, чтобы ваш аккаунт был живым и интересным для подростков?
— Все просто: аккаунт в первую очередь про них самих. Про их успехи, их жизнь, их проекты. Официальная информация от «Движения Первых», «Росетцентра» или «Юнармии» — это лишь рамка, основа для деятельности. Мы не просто сухо пересказываем их анонсы. Мы смотрим: а что именно из предложенного может «зайти» нашим ребятам? Что будет им интересно? И превращаем официальное задание в живую историю про наших учеников.
— Сегодня выражение «патриотическое воспитание» у многих на слуху. Что лично для вас стоит за этим понятием?
— Для меня это история не про громкие лозунги. Это про тихую, но твердую любовь. Умение любить свою семью – несмотря ни на что. Любить место, где ты вырос – со всеми его плюсами и минусами. И гордиться тем, что ты часть этой страны – России. Это внутреннее состояние человека.
— Был ли в вашей практике какой-то неожиданный или даже спорный момент в беседе о патриотизме? Где грань между воспитанием и пропагандой?
— Моя практика показывает: если подходить к делу без фанатизма и с умом – до пропаганды дело не доходит. Все мероприятия продумываются до мелочей. Так, чтобы не вложить в ребенка готовую мысль сверху, а помочь ему самому прийти к нужному выводу через диалог, через собственные чувства.
— А как помочь детям отличить настоящую любовь к Родине от показной?
— Только личным примером и примерами других реальных людей. Я часто приглашаю наших выпускников: кто-то участвует в СВО, кто-то строит бизнес здесь, в селе, кто-то просто стал хорошим специалистом. Они говорят с ребятами глаза в глаза. На своем опыте объясняют, что такое наша Родина, и кто такой патриот. Такая живая встреча стоит десятка лекций о «правильном» патриотизме.
— «Движение Первых» — это новая реальность. Что она дает самому обычному школьнику, который не отличник и не активист? Как вы вовлекаете детей?
— Сначала они бывают просто исполнителями, чего скрывать. Но моя задача — заинтересовать, дать им почувствовать вкус командной работы, успеха. И вот уже через какое-то время эти самые «неактивисты» сами начинают предлагать идеи, спорить со мной и организовывать что-то для друзей. Они становятся соавторами. И когда за тобой тянутся не ради оценки – это настоящая победа.
— День учителя — профессиональный праздник. А что для вас является самой ценной неофициальной наградой в работе?
— Самая ценная награда учителя — не грамоты из министерства. Это благодарный взгляд ребенка, который вдруг понял сложную тему или поверил в себя. Это уважение коллег и благодарность родителей. Лучшей награды я для себя не представляю.
В 2023 г. Сергей Анатольевич Демченко за высокие достижения в области воспитания награжден Благодарственным письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
5 способов говорить с подростком о патриотизме. Совет от Сергея Демченко
- Просмотр и обсуждение фильмов. После хорошего фильма всегда рождается диалог.
- Круглые столы с интересными людьми, любящими свое дело, свой край.
- Встречи «без галстуков». С теми же участниками СВО или с людьми, добившимися успеха. Не для галочки, а для души. Чтобы задать любой вопрос и получить честный ответ.
- Чтение книг. Не весь том целиком, а всего один сильный отрывок или рассказ. Главное – зацепить, чтобы возникло желание дочитать, обсудить, переосмыслить.
- Участие в благотворительных, волонтерских и патриотических акциях. После таких дел дети смотрят друг на друга и на самих себя совсем по-другому.
Фото: Прибой
Беседовала Инна КУЗНЕЦОВА



