Общество

Велодорожные баталии

В этом году власти Геленджика исполнили свое обещание, сделав людям  настоящий подарок: проложили на набережной велосипедную дорожку. Реализовать этот проект было не так просто. Ведь одно дело – строить с нуля и совсем другое – переделывать существующее городское пространство под новые требования. Тем не менее все возрастающая популярность велоспорта в нашем городе и его стремление соответствовать стандартам европейских курортов возымели свое действие: вместо дорожных знаков, запрещающих катания в вечернее время суток, на набережной появилась специально выделенная под эти катания полоса. Нашему сказочному, утопающему в зелени, практически Изумрудному городу новая дорога, выложенная желтым кирпичом, пришлась к лицу. Ехать бы по ней, беззаботно крутя педали, наслаждаться свободой и скоростью, навстречу ветру и лету… Но на деле все оказывается немного по-другому…

Допустим, ваш путь в седле велосипеда начинается на Толстом мысе. Какое-то время ехать можно свободно: людей в этой части набережной не так много, а ее ширина позволяет поместиться всем – и пешим, и «конным». Но вот по правую руку появляются многочисленные кафешки, а с ними – потенциальные посетители.  Они неспешно бредут вдоль кафе, рассматривают интерьер, прицениваются, подходят посмотреть на прейскурант. Все это происходит непосредственно на велодорожке, ведь она прочерчена вплотную к предприятиям общепита. Волей-неволей, приходится выезжать на пешеходную часть.

[widgetkit id=16]

Продолжаем свой путь по улице Революционной. В правой ее части есть тротуар, с левой стороны – набережная. Часть дорожного полотна, ранее существовавшая в виде парковки, отдана велосипедистам. Однако многочисленные пешеходы этого почему-то не признают.

Люди прогуливаются по желтой полосе, не замечая многочисленных знаков с перечеркнутым человечком и крупнокалиберных надписей «Велодорожка». Не реагируя ни на звуковые сигналы, ни на оклики. Как видите, создают препятствие и автомобили. Несмотря на предупреждение об эвакуаторе, такая картина не редкость.

Центр города. Самая многолюдная часть набережной и самая опасная часть пути.  Людей здесь море. Большие толпы собираются возле лавочек, вблизи которых (не слишком удачное решение) прочерчена велодорожка. Передвигаться здесь нужно буквально на цыпочках – если таковые имеются у вашего велосипеда. Ситуации, когда удобно устроившаяся на скамейке мамаша копошится в своем телефоне, в то время как ее неразумный карапуз бегает по красивой желтой дорожке взад-вперед, обоюдно опасны для всех участников движения. И при этом более чем типичны. 

Не меньше беспокойства доставляют уличные артисты, собирающие вокруг себя  многочисленных зевак. На улице Ленина толпа, зачарованная зрелищем гигантских мыльных пузырей, загораживает проезд, совершенно не отдавая себе в этом отчета.

Двигаемся в сторону Тонкого мыса. Здесь главный враг велосипедиста – уличная торговля. Набережная в районе санатория «Солнечный берег», аквапарка «Бегемот», ЛОК «Солнечная», санатория «Голубая волна» — в этой части города многочисленные киоски, магазинчики и другие объекты торговли сводят на нет работу коммунальщиков. Старательно прочерченная ими полоса занята отдыхающими, разглядывающими товар. Вступать в переговоры с предпринимателями не имеет смысла – они ведь годами арендуют данные торговые места, платят за них деньги. В данной ситуации им можно только посочувствовать – велосипедисты, придерживающиеся выделенной стороны улицы, невольно распугивают их покупателей.

Впрочем, сочувствия заслуживают не все. Совсем не вызывают его торговцы, заставляющие велодорожку своими рекламными конструкциями. Или, как в данном случае, – декоративными элементами. Само желание украсить территорию своего предприятия понятно и похвально. Но неужели для вазонов с цветами не нашлось другого места?

Несведущему человеку поднятая нами проблема покажется надуманной. Ну что с того, что люди ходят по велодорожке? Можно же посигналить, вежливо попросить подвинуться… Можно. Чем велосипедист и занимается. Примерно 2-3 раза в  минуту, если не чаще. И вот что зачастую слышит в ответ: «Куда прешь?!! Не видишь — я с коляской?!», «А нам что, по воздуху летать?!», «Разъездились, деться от вас некуда!», «Не трамвай – объедешь», «Мешаю? А может, еще гаишников позовешь?» Опубликовать другие популярные ответы не позволяет цензура.

Как было справедливо подмечено выше, велосипедист – не трамвай, может и объехать. Может. И делает. Выезжает на пешеходную часть набережной – раз уж его трасса все равно занята — и там мешает другим прохожим, создавая аварийные ситуации. Так же, как автомобилист, встретивший затор на дороге, может выехать на тротуар и спокойно двигаться в нужном направлении, наплевав на все и вся. Он ведь тоже не трамвай, и чисто физически такая возможность у него есть. Но кроме нее есть у автомобилиста и понимание того, что границы и барьеры в области дорожного движения не зря придуманы. От них порядок, удобство. От них, в конце концов, безопасность – для тех, кто едет, и тех, кто идет.

В начале этого материала мы упомянули, что велодорожка должна была стать подарком для людей – причем не только и не столько для велосипедистов. В первую очередь нововведение задумывалось как способ обезопасить пешеходов, отделить зону их отдыха от зоны катания, тем самым сведя на нет нередко возникающие опасные ситуации и конфликты. Но оказалось, что далеко не все были готовы принять такой щедрый дар. Ведь для этого нужно приложить усилия: немножко внимательнее следить за собой, за своими детьми, элементарно смотреть под ноги. Ну, или в случае велосипедистов (а касается это и их) – под колеса. А главное – быть взаимно вежливыми и принимать право других людей на определенную свободу передвижения. И вот это нам всем почему-то дается с трудом. Даже несмотря на то, что в любой момент роли на дороге могут поменяться – велосипедист поставит своего «железного коня» в «стойло» и станет пешеходом, а вчерашний пешеход заберется в седло.

Наверное, если бы наша велодорожка, выложенная желтым кирпичом, действительно вела в Изумрудный город, нам всем стоило бы взяться за руки и отправиться по ней к мудрому Гудвину за Вежливостью. Но коль уж этому не суждено сбыться, давайте попробуем справляться своими силами. Или, как говорил герой другой известной сказки, давайте жить дружно!

Полина Сорокина. Фото автора

Рублевая кара

Пункт 4.1 Правил дорожного движения гласит: при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке. В случае, если пешеход двигается по велодорожке без видимых причин,  он может быть привлечен к административной ответственности, предусматривающей наказание – предупреждение или штраф в размере 500 рублей. В ряде российских городов (Москва, Ставрополь, Краснодар и др.) случаи, когда нарушителей наказывали руб-лем, уже имели место быть. Мы считаем, что данная мера станет наиболее действенной, если будет применяться не только к пешеходам, но и к велосипедистам, которые при наличии плотного людского потока (в период курортного сезона) двигаются не по своей полосе.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"