Курорт

Водный мир Лизы Топуновой

Пока некоторые её сверстницы гуляют с подружками или сидят в соцсетях, шестиклассница геленджикской школы №3 с большим интересом изучает красные водоросли.

Да, вот такое необычное увлечение у 13-летней Лизы. Хотя время встретиться и погулять с девчонками она тоже находит.


Любовь к природе

Когда миниатюрная и не по годам серьёзная девочка зашла в редакцию вместе с папой Алексеем, подумалось, что беседовать будем втроём. Но Лиза оказалась опытным собеседником, а в своей теме она чувствовала себя как рыба в воде.

— Лиза, откуда такой интерес именно к красным водорослям?
— В прошлом году, 12 июля, их цветение наблюдалось у скалы Парус. Но в нашей бухте они пока не были замечены. В апреле этого года «красный прилив» видели в Анапе. Я хочу изучать данную водоросль, потом сделать её математическую модель, чтобы понимать, как она будет вести себя в дальнейшем, — рассудительно поясняет девочка. — Для этого занимаюсь на курсах в филиале Южного федерального университета (ЮФУ) с научным руководителем Владимиром Александровичем Фоменко.

Биологией школьница начала интересоваться, как только предмет появился у них в пятом классе. А ещё родители подарили ей лупу на камеру телефона. Так любознательной девочке стало намного удобнее рассматривать растительный мир – листочки, траву. Вероятно, в увлечении Лизы не последнюю роль сыграл и наследственный фактор: её мама, бабушка, дедушка, прабабушка и прадедушка – биологи.


Эффект псевдоокрашивания

— Ты сама видела цветение? И что представляют собой эти организмы? — интересуюсь у Лизы.
— Только на картинках, — говорит она. — Это одноклеточные водоросли, ими питаются мелкие рыбки, а их поедают более крупные рыбы, дельфины. Данные водоросли относятся к роду макрофитов, видов их много, какой у нас – пока точно не известно. Развиваются на черноморской водоросли – цистозире, образуют цисты. При благоприятной температуре воды, солёности, при определённом течении цисты лопаются – так они размножаются. Питаются пищевыми отходами: например, кожуру мандарина смыло в море, перетёрло в массу – вот и еда. Когда их много в одном месте, создаётся эффект псевдоокрашивания воды.

— Эти водоросли безопасны для людей?
— До конца ещё не ясно, как они влияют на рыбу, на человека. Чтобы это выяснить, надо продолжать их изучать, регулярно замерять параметры воды.

Как настоящий учёный Лиза хотела бы своими глазами увидеть «цветение» водорослей в районе села Прасковеевка, которое прогнозируется и в этом году. Правда, данное явление здесь настолько быстротечно, что поймать момент не так-то просто.


От спиц до компьютеров

Надо сказать, что биология не единственное увлечение Лизы Топуновой, ещё ей нравятся компьютеры, программирование. Она также занимается в модельной студии, участвует в дефиле во время праздников. С удовольствием плавает в бассейне, а летом, конечно, в море. Любит вязать спицами, крючком и с удовольствием гуляет с подружками. Создаётся впечатление, что у этой девочки не 24 часа в сутках, а все 50!

На вопрос – кем видит себя в будущем, Лиза признаётся:

— Ещё не определилась. Вначале хотела быть программистом, иметь свою компанию. Потом думала стать учителем в школе или вести мастер-классы. Ещё мне очень подходит работа тренером, например по йоге.


Теория и практика

Несмотря на небольшой возраст, Лиза уже выступала со своей темой в школе перед седьмыми классами.
— Всем понравилось, слушали меня хорошо, — рассказывает она.

А сегодня девочка представит доклад в университете на конференции, посвящённой развитию прибрежно-шельфовой зоны юга России.

Шестиклассница решила не останавливаться на теоретическом изучении водоросли, у неё есть предложения, как предотвратить возможное появление красных водорослей.

— Я собираюсь проводить разъяснительную работу, призывать людей через интернет или делая плакаты. Необходимо, чтобы все понимали: нельзя так поступать – уронил «печеньку» и пусть она валяется. Надо её поднять и выкинуть в урну, — рассуждает девочка. — Нужно также вести мониторинг, исследование моря, ограничить сброс загрязнителей в воду. Тогда можно будет понять, что влияет на размножение водорослей и как этого избежать. Надо, чтобы наш город оставался чистым и не было питательной среды для водорослей. Чтобы люди без боязни купались в чистом море.

Вот такой серьёзный подход 13-летней школьницы к теме экологии и будущему родного города.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"