Курорт

Мастер лаковой миниатюры

Геленджичанка Екатерина Карпова создаёт удивительные картины на шкатулках.

Многие ее творения выставлялись в Сергиевом Посаде в Галерее традиционного прикладного искусства и в Музее игрушки, в Государственной Думе, в различных городах России.
Специалист народных художественных промыслов Екатерина сейчас преподаёт живопись и дизайн в Центре одарённых детей в Астрахани. Расстояние почти в тысячу километров не стало преградой для нашего общения.

— Впервые взяла в руки карандаш, когда мне и года не было, с ним больше не расставалась, — рассказывает мастер. — На чём я только в детстве ни рисовала: в ход шли обои на стенах и даже протоколы для допросов – родители на тот момент работали в милиции. Не заметить мой интерес к творчеству было просто невозможно! Спасибо семье, что поддержали моё стремление к искусству.

— Значит, решение стать профессиональным художником не было спонтанным?
— Я даже не представляла себя в другой деятельности. Поверила в свои силы благодаря педагогам Геленджикской детской школы искусств Марине Резниковой и Елене Стрючковой, которые меня всему научили. Если они и критиковали, то объективно и осторожно – это очень важно для ребёнка. С отличием окончила как художественное отделение, так и школу №2. Стала выбирать направление, которому хотелось бы обучаться дальше – чему-то редкому и эксклюзивному. Рассматривая специализированные каталоги, влюбилась в лаковую миниатюрную живопись…

Технологии этой живописи отличаются в разных школах: в Холуе используют глубокий зелёный, красный, вишнёвый цвет фона; в Палехе пишут темперой исключительно по чёрному фону; в мстёрской миниатюре цветовую гамму составляют светло-бирюзовые и розово-охристые тона, а федоскинские произведения выделяются максимальной реалистичностью изображения. Из-за особенностей изготовления таких шкатулок на каждый шедевр уходит больше года. И, между прочим, русские мастера давали столетнюю гарантию на свои изделия! Во времена СССР изделия с такой росписью вручали главам иностранных государств как ценный подарок, сувенир, отражающий культуру страны.

— На мой взгляд, федоскинская миниатюра даёт больше возможностей для реализации своих идей, — продолжает Екатерина. — Этому ремеслу обучают только в Московской области. Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи входит в состав Санкт-Петербургской высшей школы народных искусств – туда-то я и направилась.

— Какая там атмосфера?
— Федоскино – уникальный населённый пункт. В каждом доме, квартире, дворе живут художники или их потомки. Творческие люди отличаются своей открытостью, позитивным взглядом на жизнь и взаимной поддержкой. Моими преподавателями были Пётр Зерцалов, Игорь Лейтланд, Олег Головченков, Людмила Кабашова, Мария Мочалова, Людмила Синицына, Мария Ермакова и Михаил Салтанов. Очень талантливые люди! Благодаря их труду к моменту окончания академии я писала картины и расписывала шкатулки, занимала первые места в творческих художественных конкурсах. Одну работу в этой технике посвятила любимому городу и назвала «Вечерний Геленджик».

Потом я вернулась на курорт – очень скучала по морю, чистому воздуху и окрестностям. Писала пейзажи с натуры. Но мне всегда хотелось попробовать себя и в качестве преподавателя. Только в таком месте, где можно по-настоящему раскрыть таланты детей, где поощряют собственное видение, креатив, дают свободу фантазиям. Таким примером для меня всегда являлся образовательный центр «Сириус» в Сочи, активно развивающийся в последние годы. Узнала, что в Астрахани открывается его филиал, и была очень счастлива, когда меня пригласили там преподавать, оценив моё портфолио. Живу теперь на два города. Не могу не гордиться учениками, которые уже достигают высот на всероссийских и международных конкурсах.

— А сами рисовать продолжаете?
— Конечно! В своих работах теперь я отображаю не только Чёрное море, но и красавицу Волгу. В свободное от работы время пишу миниатюры, интерьерные картины, занимаюсь росписью стен, только в отличие от детства – профессионально!

Реклама 6+


Историческая справка:

В России интерес к лакам стал проявляться с петровских времен, но ещё при Алексее Михайловиче (1629-1676) в китайском стиле украшались отдельные покои Коломенского дворца под Москвой. Благодаря торговым контактам с Китаем появляются лакированные деревянные подносы, ширмы, веера.

На данный момент в нашей стране осталось четыре промысла, специализирующихся на лаковой миниатюрной живописи, – это Федоскино, Палех, Холуй и Мстера, а также 2 промысла, занимающихся росписью подносов – Нижний Тагил и Жостово.

Родиной русских лаков стало село Федоскино. Среди многообразия сюжетов федоскинских мастеров – жанровых сцен, пейзажей, портретов, русских сказок, исторических и современных событий – часто встречаются и цветочные композиции.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"