Общество

27 января — День снятия блокады Ленинграда

Не успели прозвучать слова поздравлений, как в дом ворвалась страшная весть о начавшейся войне. Когда земля вздрогнула от взрыва первых упавших на город снарядов, вмиг постаревшая мать разрыдалась, а Женя осознала, что детство кончилось.

Семья Жени, в которой подрастали еще четверо сыновей, жила на 4-й линии во Всеволожском районе рядом с аэропортом. В первый же день войны девочка со страхом наблюдала, как взлетали и садились самолеты. Сбитые в небе машины, полыхая страшным пламенем, рушились на землю, где скорбно догорали. Отец выкопал во дворе большую яму соорудил ступени, закрепил земляную крышу и вывел трубу. В этой землянке семья провела много тягостных дней, спасаясь от бомбежек. Есть было нечего, и дети мучились от голодных спазмов. Спасало то, что работавший на заводе «Центролит» отец приносил дуранду.

Эти черные сухие куски непонятной смеси выглядели неаппетитно, но позволяли хоть на какое-то время заглушить чувство голода. Евгения Ивановна до сих пор четко помнит строгий голос Левитана, сообщавшего о воздушной тревоге. Люди бросались врассыпную, в основном бежали в сторону бомбоубежища, до которого от Жениного дома было далеко. Поэтому дрожащие от страха дети пережидали бомбежку в землянке, старательно ободряя друг друга. В образовавшееся в блокаде «окно» ленинградцев с детьми эвакуировали. Во время посадки в вагоны на перронах было столпотворение.

Но путь в далекий Красноярский край оказался для всех очень долгим и трудным. Сибирь встретила переселенцев недружелюбно. Было холодно и голодно, люди выживали как могли. Чтобы как-то выжить, мать отправила Женю работать нянькой в семью, где подрастали двое детей. Восьмилетней девочке приходилось выполнять всю тяжелую работу по дому. Как-то, уйдя с коромыслом к реке за водой, Женя надорвалась и потеряла сознание. Почти безжизненную ее принесли домой. На выздоровление понадобились долгие месяцы. Но беда не приходит одна. Как только дочь поправилась, серьезно повредила ногу и в тяжелом состоянии попала в больницу мать. Дети остались одни в чужом селе. Старший Павлик ушел на заработки, а для Жени с младшим Володей каждый день становился экзаменом на выживание.

Девочка шла в поле, собирала лебеду, крапиву, конский щавель, картофельную ботву, и, обдав зелень кипятком, пекла из нее лепешки.Только в 1949 году Женя пошла в школу.Окончив семилетку, девушка устроилась работать секретарем-машинисткой. Позднее стала счетоводом, вышла замуж и переехала с семьей в Казахстан. Более 20 лет Евгения Ивановна работала в торговле. Выйдя на пенсию, в 1994 году переехала на Кубань.

Подробную статью читайте в газете «Прибой» от 27 января

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"