Общество

Завербованная скрипкой

В этом месяце мир отмечает международный День молодежи. Традиционно во многих российских городах проводятся праздники, посвященные молодым и талантливым, а самые одаренные представители молодежи становятся еще и объектом чествования.
По количеству молодых талантов Геленджик не уступает и более крупным городам. Тринадцатилетняя София Дагдаленова как раз из тех, кем должны гордиться геленджичане. Юная скрипачка, овладевшая инструментом в семь лет, занимается в детской школе искусств на отделении струнно-смычковых инструментов, является солисткой ансамблей «Консонанс» и «Элегия».

В копилке ее достижений – участие и победы в зональных, краевых, всероссийских и международных конкурсах. В 2014 году София удостоена гранта главы муниципального образования «Одаренные дети» в номинации «Лучший юный музыкант».

Наш корреспондент пообщалась с талантливой артисткой и выяснила, как непросто совмещать музыкальную карьеру со школьной учебой, а также узнала, что в музыканты можно «завербовать».

— София, откуда появилось у тебя желание заниматься музыкой?
— Когда я была еще в садике, в подготовительной группе, к нам пришла учитель музыкальной школы. Нужно было набрать учеников на новый учебный год, и она стала проверять наши музыкальные способности. Некоторых пригласили в школу искусств — попробовать себя в качестве музыкантов. Я тоже попала в список приглашенных и быстро согласилась: идея играть на скрипке показалась мне интересной. Многие ребята из моей детсадовской группы тогда тоже оказались «завербованными» преподавателем, а отставать от коллектива не хотелось. Кстати, ребята долго в музыкалке не задержались, я практически единственная, кто решил дойти до конца и получить диплом.

— Почему именно скрипка?
— На самом деле просто случайно. Помню первый день, когда я пришла в музыкальную школу, свой первый урок. сначала нам скрипку не давали — учили теории, руки ставили, но все равно было непривычно и даже страшно. Однако страх этот быстро прошел, с каждым новым занятием я получала все большее удовольствие от обучения.

— А на других инструментах пробовала играть?
— Да. На уроках скрипки нам часто аккомпанируют на фортепиано. Когда я впервые услышала фортепианную мелодию, мне очень понравилось. Тогда я решила, что неплохо бы освоить и второй инструмент, и стала обучаться скрипке и фортепиано параллельно. Большее внимание уделяю, конечно, скрипке, а на фортепиано играю, скорее, для себя.

— Размеры скрипки меняются по мере взросления ребенка. Ты сейчас играешь на инструменте в три четверти, это предпоследний размер. Какую скрипку хотелось бы иметь следующую, уже постоянную?
— В будущем мне бы хотелось иметь две скрипки: классическую и электронную. Первую – мастеровую и с изюминкой: как-то на одном из конкурсов я видела скрипку, у которой вместо головки-завитушки была резная лошадиная голова. мне тоже захотелось играть на инструменте оригинального дизайна. Электронную скрипку хочу просто для себя, фиолетовую или желтую. Есть такой скрипач Дэвид Гарретт, он играет классические произведения в рок-обработке и музыку таких групп, как AC/DC и Nirvana, – очень классно! Сама я никогда не играла рок, да и в школе такому не научат, но попробовать хочется.

— О чем ты думаешь во время исполнения? Мечтаешь или сосредотачиваешься на технике?
— Иногда действительно задумываюсь о чем-то, мечтаю. В такие моменты получается играть «на автомате». Но зато потом, когда мысли отступают, я словно оказываюсь в другом месте. И это сильно мешает, сбивает с толку, потому что музыкальное произведение нужно отслеживать в динамике, озвучивать. Поэтому во время выступления лучше не думать о постороннем, а все внимание уделить игре. В зал тоже стараюсь не смотреть: слежу глазами за пальцами и скрипкой.

— Ты сейчас учишься в 7 классе и в обычной, и в музыкальной школах. Как удается совмещать занятия музыкой с уроками и домашними заданиями?
— Честно говоря, не всегда это удается сделать без ущерба основной учебе: частенько приходится отпрашиваться у классного руководителя на репетиции, экзамены и конкурсы. Мой будний день выглядит примерно так: с утра до обеда – занятия в общеобразовательной школе, затем у меня есть около часа, чтобы прийти домой, пообедать, переодеться и, если совсем повезет, сделать часть домашки на завтра. Потом бегу в школу искусств, и там – до вечера. Свободного времени в итоге остается совсем немного и прямо перед сном. Трачу его в основном на чтение книг. А вот в воскресенье целый день могу заниматься только тем, чем хочется: отдыхаю по полной. (Смеется.)

-А школьные учителя и одноклассники как относятся к твоему увлечению?
— Я бы не сказала, что как-то по-особенному. Учителя хвалят за усердие, часто просят сыграть на каких-то школьных мероприятиях, концертах, праздниках. И еще некоторые поблажки дают: иногда с уроков отпускают, когда мне нужно где-то выступать.

Хотя был в моей школьной жизни один парадоксальный случай – четверка по музыке за полугодие. Оценки по этому предмету нам ставят не за какие-то музыкальные достижения, как ни странно, а за ведение тетради. До сих пор считаю, что тогда меня оценили несправедливо: и тетрадь аккуратная была, и про скрипку мою забыли. А в целом отношение ко мне обычное как со стороны преподавателей, так и со стороны одноклассников. Я знаю, есть такой стереотип, что музыканты, особенно скрипачи, довольно занудные, замкнутые люди, которые весь день проводят за инструментом и репетициями, почти ни с кем не общаясь. Но на примере моего класса можно доказать, что это далеко не так: все ребята относятся ко мне дружелюбно, не избегают общения со мной, нам всегда есть о чем поболтать. Опять же некоторые школьные друзья просят подыграть им во время чтения стихов на конкурсах. Да и в классе есть ребята, увлекающиеся музыкой. Еще одна девочка на скрипке играет, мы с ней вместе выступаем в ансамбле в школе искусств. Так что проблем с учителями и одноклассниками у меня нет.

— Каким было твое первое серьезное достижение в музыкальной сфере?
— Наверное, первым настоящим успехом можно назвать конкурс в музыкальном училище в Новороссийске, на котором я впервые заняла призовое второе место, исполнив концерт А.Вивальди. Это было соревнование сольных выступлений, и я переволновалась перед выходом на сцену. Потом один из членов жюри сказал мне, что это было очень заметно. Но мне тогда было всего восемь лет, самое первое конкурсное выступление, так что по-другому, думаю, быть и не могло. Затем участвовала во Всероссийском ежегодном конкурсе «Золотое руно» у нас, в Геленджике. Там заняла только 3-е место, но «отыгралась» в 2014 году, став лауреатом 1-й степени.

— Через три года ты окончишь музыкальную школу, а также получишь аттестат об основном общем образовании. Есть ли уже какие-то планы на дальнейшую учебу?
— Конечно, планы есть. Они появились давно, и родители с ними согласны. После девятого класса хочу поступить в профессиональное музыкальное училище в Петербурге. Но это лишь промежуточный этап моего образования. Конечная цель – музыкальная «вышка» — консерватория. В будущем хочу быть выступающим артистом и, может быть, музыкальным преподавателем.

У тех, кому хотя бы раз довелось услышать музыкальное исполнение Софии, не остается сомнений, что девочку ждет большое будущее. Ведь в свои 13 лет ей удалось достичь того, что под силу не каждому взрослому. Хочется верить, что еще не одно поколение юных жителей Геленджика будет радовать горожан своими творческими способностями.

Илона Гудкова

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"