Происшествия

Новые схемы мошенников: как всех обманывают?

Ежедневно тысячи россиян становятся жертвами изощрённых мошеннических схем. Несмотря на постоянные предупреждения СМИ о способах защиты, многие продолжают попадаться на удочку аферистов.

Опасности подстерегают со всех сторон, а доверие может обойтись очень дорого.

Ситуация 1

Мужчина получил сообщение с предложением дополнительного дохода на финансовой бирже. Чтобы «дожать» жертву, мошенники стали настойчиво звонить ему, обещая скорую прибыль и убеждая сделать первоначальный взнос. В результате он перевёл злоумышленникам свои накопления, семейные сбережения, банковские займы жены и даже средства, занятые у соседей. Всего более 4 млн рублей.

Потерпевший осознал ошибку лишь тогда, когда его жена заметила, что он собирается передать мошенникам документы на жильё.

Ситуация 2

В популярных у подростков геймерских чатах встречаются объявления о том, что можно получить секретную версию игры, бонусные баллы или бесплатную подписку. В обмен на это детей просят прислать фото банковской карты кого-то из родителей, войти в их онлайн-банк, сообщить код из СМС или установить программу, которая будет передавать данные злоумышленникам.

Так, девятилетний школьник хотел получить валюту для игры на платформе Roblox и перевёл мошенникам 900 тыс. рублей с маминой карты. А пятиклассница отправила почти 1,5 млн рублей со вклада отца.

Изображение от freepik

Ситуация 3

На электронную почту или в любой из мессенджеров приходит сообщение о том, что с вашей карты будут ежемесячно списываться средства на нужды СВО (или, как вариант, ВСУ). Чтобы отказаться от взносов, следует перейти по ссылке, содержащейся в сообщении. При переходе по ссылке на смартфон скачивается вредоносная программа. У злоумышленников появляется доступ ко всем личным данным, в том числе к банковским приложениям.

Ситуация 4

Яркая картинка интернет-магазина показывает ассортимент товара с очень привлекательными ценами. Вы выбираете приглянувшуюся вещь, оплачиваете покупку.

А через некоторое время магазин исчезает из строки поиска, оказавшись очередной уловкой мошенников. Естественно, деньги никто не вернёт.

Ситуация 5

На телефон или электронную почту приходит SMS от знакомого человека или «руководителя» вашей организации о том, что произошла утечка данных. В результате утечки в широком доступе появились компрометирующие вас материалы или фотографии.

Решить проблему якобы можно, нужно только перевести деньги на указанный счёт, чтобы оплатить работу специалиста.

Ситуация 6

Жительница Кубани решила заработать на инвестициях. Она зарегистрировалась на интернет-платформе, после чего ей позвонил «персональный менеджер», чтобы проконсультировать, куда выгоднее вложить деньги.

Скриншот с сайта t.me/mvd_23

В итоге женщина перевела мошенникам более 12 млн руб­лей  – личные сбережения, деньги, взятые в долг у знакомых и в кредит.

Ситуация 7

В социальной сети приходит сообщение от «друга», который восторженно рассказывает, что он вложил деньги в высокодоходный проект с быстрой отдачей и минимальными рисками. И уже получил прибыль. «Друг» даёт ссылку на проект. Не спешите верить!

На самом деле это мошенник, взломавший аккаунт вашего друга, а ссылка ведёт на вредоносный сайт.

Несмотря на то, что предлоги обмана могут отличаться, все действия мошенников сводятся к одному – убедить жертву перевести деньги на счета, которые продиктуют. В разговоре эти счета называют «безопасными», «резервными», «защищёнными».

Также преступники убеждают предоставить секретные сведения: код доступа к порталу «Госуслуги» или код доступа к банковскому приложению. Так они получают доступ к счетам и личной информации жертв.

Как защититься от мошенников

Не переходите по неизвестным ссылкам и не открывайте подозрительные файлы, документы.

Покупайте товары только в проверенных интернет-магазинах. Сохраняйте все подтверждающие документы о покупке (чеки, электронные письма, скриншоты).

Если вам позвонил «сотрудник» учреждения, никогда не сообщайте никакие цифры с банковской карты, кодовое слово или код из SMS.

Связывайтесь с банком по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на официальном сайте.

Если ваш близкий человек во время звонка или в сообщении просит перевести деньги, перезвоните ему, уточните информацию. В случае видеозвонка попросите собеседника повернуть голову на 90 градусов. Если это дипфейк, лицо «поплывёт».

Регулярно обновляйте антивирусное приложение.

Главной защитой от любого вида преступления остаётся бдительность. Обязательно анализируйте полученную информацию, даже если требуют принять решение быстро. Любой разговор на тему финансов с посторонним человеком должен быть прекращён!

Берегите детей от обмана!

Мошенники не имеют моральных принципов. Они не брезгуют использовать в своих уловках подростков, привлекая их в качестве курьеров или распространителей ссылок/сообщений.

Объясните детям, что нельзя переходить по ссылкам от посторонних, вводить логин и пароль на неизвестных сайтах, сообщать незнакомцам номера банковских карт, коды из сообщений.

Пользуйтесь программами родительского контроля, чтобы запретить доступ на подозрительные сайты.

Расскажите, что бесплатные ресурсы могут использовать аферисты, поэтому перед установкой новой игры или приложения нужно посоветоваться с родителями.

Клади трубку – без разговоров!

С 2024 года на курорте проводится информационная кампания по кибербезопасности: «Клади трубку».

Основная причина, по которой люди становятся жертвами мошенников, – излишняя доверчивость граждан, которые всерьёз воспринимают уловки преступников.

Цель кампании – научить людей распознавать телефонных мошенников, рассказать о преступных схемах.

Инна Кузнецова

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"