В 2017 году с банковских карт россиян украли более 600 млн рублей
По сравнению с предыдущим годом этот показатель упал на 15%, поскольку россияне изучили наиболее популярные схемы мошенничества и научились не реагировать на них.
В 2015 году объем хищений с банковских карт россиян составил 765 млн рублей. В 2016 году показатель снизился на 15% до 650 млн рублей — граждане стали более опытными и уже не поддаются на прямолинейные ходы мошенников. Впрочем, по итогам этого года вновь ожидается увеличение объема хищений — до 750 млн рублей. Мошенники ввели новую схему обмана. Они звонят потенциальным жертвам, представляются сотрудниками Федеральной налоговой службы и под предлогом необходимости погашения задолженности выведывают необходимые данные.
Кибермошенники, использующие методы социальной инженерии для хищений, как правило, звонят гражданам, представляясь сотрудниками банков, и просят сообщить данные карт (номер, CVV, PIN-коды и пр.). Также хакеры программируют интерактивные голосовые системы (IVR) для звонков гражданам. Или высылают на электронную почту клиентов банков письма со ссылками и файлами, ориентированными на их интересы. Открывая эти вложения, клиенты запускают вирус.
Одна из схем ориентирована на людей, продающих автомобили на различных Интернет-ресурсах. В ней потенциальный покупатель предлагает сразу внести задаток за автомобиль на банковскую карту клиента. При этом «покупатель» просит продавца сообщить полученный на телефон код авторизации, назвав который, владелец не увидит ни задатка, ни своих денег.
Иногда мошенники используют роботизированные обзвоны. Пострадавших от этого уже около 4 тыс. человек. Суммарный ущерб от новой схемы — около 550 тыс. рублей, но она только набирает обороты. Новая мошенническая схема будет актуальна еще минимум месяц. Количество успешных атак будет зависеть от того, насколько подготовленными будут звонки от имени налоговой, будут ли их проводить по реальным должникам. Обычно срок «жизни» мошеннической схемы — месяц или чуть больше, финансовая грамотность россиян растет, продвинутых клиентов банков все больше.