Общество

ПДН в Геленджике: душа под мундиром

Сегодня, 31 мая, сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) полиции курорта отмечают свой профессиональный праздник. Накануне Международного дня защиты детей. Может, это не случайно?

Шла на встречу с руководителем ПДН и вспоминала, как в детстве родители чуть что грозились «сдать в комнату милиции». Моя визави Марина Панова тоже впечатление производит серьезное – офицерский мундир, прямой взгляд, скупые жесты… Но это только в первые несколько минут, пока речь не заходит о ее подучетных…

Строго говоря, это подразделение призвано заниматься профилактикой правонарушений среди подростков и молодежи. На деле инспекторы по делам несовершеннолетних подчас играют решающую роль в судьбе трудных подростков и их родителей.

Марина Николаевна пришла в Отдел МВД по городу Геленджику шесть лет назад и по сей день уверена, что поступила правильно, выбрав для себя профессию, сочетающую твердость характера и душевную чуткость.

— Что входит в ваши служебные обязанности, Марина Николаевна?

— Главная наша задача – предупреждение преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Профилактическую работу ведем на закрепленных за каждым из нас участках; в образовательных учреждениях, причем не только в течение учебного года, но и летом. Большое внимание уделяем выявлению неблагополучных семей, а также подростков, совершающих правонарушения. Таких ребят мы ставим на учет, с ними проводится дополнительная индивидуальная работа.

Неторопливо и обстоятельно Марина Николаевна раскрывает составляющие своей нелегкой службы. Основа ее работы – твердая уверенность в том, что родители обязаны заботиться о своих детях, что задача взрослых – уберечь подростка от неправильных шагов и что она, Марина Николаевна, и другие инспекторы ПДН всегда нацелены на помощь. Подумалось: «Наверное, вот так она разговаривает с подростками, и они не могут ей не верить».

— Как выстраиваете отношения со своими подопечными?

— Стараемся подойти к каждой ситуации индивидуально, ведь за каждым случаем может скрываться детская трагедия. Очень важно разобраться, понять, почему подросток пошел на нарушение закона и как ему лучше помочь. Часто ребенок (а они все-таки дети) просто оступился, достаточно поговорить с ним или сделать замечание.

— Получается?

— По крайней мере, большинство ребят, которые однажды были поставлены на учет за правонарушения, не повторяют своих ошибок, доказывают, что сделали правильные выводы. И каждая история со счастливым финалом – это радость для нас.

Марина Николаевна рассказывает, что происходит такое спустя минимум полгода после постановки на учет. Если ребенок за это время не совершал правонарушений и получил положительную характеристику из школы, то правоохранители перестают его сопровождать.

— Каждый случай по-своему уникален и запоминается, — говорит она.

— Ну, хотя бы один расскажите для примера…

— Остался в памяти мой первый подучетный – мальчуган с бездонными синими глазами – имени называть не буду.

Она рассказывает, как познакомилась с семьей, где сын оказался не нужен маме и заботу о нем она передала престарелому дедушке. Мальчишка прогуливал школу, пару раз оставался на второй год. В поле зрения Пановой как инспектора ПДН он попал будучи учащимся 8 класса.

— После работы ехала к нему домой, часто с вкусняшками, и мы вместе учили уроки, — вспоминает Марина Николаевна.

Так с помощью инспектора парень перешел в девятый класс и под неусыпным контролем и патронажем вроде взялся за ум. Но особого желания строить свое будущее не наблюдалось, и в день сдачи Основного государственного экзамена… он проспал, представляете?! Пришлось Марине Николаевне срываться с работы, тормошить, иначе все зря…

— Помню, на торжественной церемонии вручения аттестата он нашел меня глазами: «У нас получилось!» Это дорогого стоит, — улыбается Марина Панова, — ведь паренек не был закоренелым хулиганом, не имел вредных привычек. А всего-то и требовалось немного заботы и участия, и человек изменился.

— Марина Николаевна, а в вас работа что-нибудь изменила?

— Наверное, я стала жестче, уж слишком часто приходится сталкиваться с негативом (такая работа), и надо уметь этому противостоять. Но, с другой стороны, стала в чем-то мудрее и терпимее. В нашей работе без умения сочувствовать, сопереживать никак нельзя.

Дети, они ведь ждут, что их поймут и примут. Это трудный возраст 14-16 лет, когда отказываются от прежних авторитетов, отвергают советы взрослых, родителей, учителей, а сотрудников полиции воспринимают по-другому, прислушиваются к нам. Поэтому именно мы можем помочь им сориентироваться в жизни, понять ее истинные ценности.

Инна КОСЫХ.

Справка. На сегодняшний день на учете в отделе по делам несовершеннолетних ОМВД России по Геленджику находятся 67 родителей и 98 несовершеннолетних.

За четыре месяца текущего года зафиксировано 45 случаев неисполнения взрослыми своих родительских обязанностей. В 2019 году их было 100, а в 2018-м – 87. То есть число таких родителей в Геленджике держится примерно на одном уровне.

Аналогичная ситуация и с детьми. С начала года несовершеннолетние совершили 15 правонарушений, за этот же период 2019 года – 18. В год фиксируется 60-65 таких случаев. Наиболее распространенные – употребление алкоголя, курение и появление на улице после 22:00 без сопровождения взрослых.

В прошлом году дети до 18 лет были замешаны в пяти уголовных преступлениях. Это были кражи и драки. Большинство из них, к счастью, не дошли до суда: стороны пришли к примирению в досудебном порядке.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"