Из портового марокканского города Танжер, раздув паруса навстречу неизведанному, 1 октября вышла яхта «Дочь Ветра». С удивлением и интересом на нее устремились взгляды торговцев, зевак и моряков других судов. На борту яхты развевался российский флаг, а у штурвала стоял геленджичанин Виталий Елагин.
Мечта о безостановочном кругосветном плавании, наконец-то, осуществилась! План этого невероятно авантюрного шага: Танжер – Африка – Канарские острова – острова Зеленого мыса – мыс Доброй Надежды – Австралия – Новая Зеландия – пролив Дрейка (Тихий океан) и через полгода возвращение в порт Танжера.
Любовь к парусу
Виталий полюбил парус еще в детстве. Его отец Геннадий Елагин – организатор и директор первого Геленджикского яхт-клуба. С детства он привлекал сына к морскому спорту. Быстро освоившись, мальчик начал участвовать в соревнованиях, а с 12 лет вместе с отцом бороздил Черное и Азовское моря на семейной яхте. Спустя три года Виталий уже стал капитаном, катая туристов вдоль геленджикского побережья.
– Никогда не рассматривал себя в другой области и с восьмого класса уже точно знал, что пойду на кафедру парусного спорта. Хотя одно время пришлось поработать таксистом, мелким предпринимателем, дельфинотерапевтом и остеопатом. Но парус – это моя жизнь! – поделился Виталий.
Окончив школу, Виталий, как и собирался, поступил в КГУФКСТ на кафедру парусного спорта. Однако уже после первого курса перешел на индивидуальный график обучения, став детским тренером в Геленджике. Один из учеников, Юрий Слепушников, стал профессиональным яхтсменом и гонщиком. Однажды он обошел на яхте «Планида» половину земного шара!
Карьера тренера
Несколько лет Виталий Елагин заведовал сектором «Яхт-клуб» в ВДЦ «Орлёнок». В этот период он создал более десяти программ для детей и взрослых. Среди них обучение виндсерфингу и морские походы. Один из маршрутов – Голубицкая (Азовское море) – ВДЦ «Орлёнок» (Черное море). Благодаря Виталию в Туапсинском районе вновь открылась секция парусного спорта, развалившаяся еще в 90-х.
Помимо этого, Виталий работал в московском «Клубе яхтенных капитанов», преподавал практические курсы в Черногории по системе IYT. C 2020 года он уже самостоятельно организует обучающие курсы, сотрудничая с различными яхт-школами Европы.
На яхте-одиночке!
Мечта в одиночку проплыть земной шар зародилась еще в подростковом возрасте. Однажды Виталий случайно встретил своего первого тренера Юрия Коробова. Тот поделился своими путешествиями на шлюпке и знакомством с легендой российского одиночного яхтинга Виктором Языковым. Вскоре после этой встречи капитан Виталий уже бороздил морской простор между «Орлёнком» и Лазаревским, за световой день преодолев это расстояние. Следующее утро принесло желанное знакомство с самим Виктором Языковым, ставшим с тех пор своего рода наставником и учителем.
В октябре следующего года Виталий совершил одиночное плавание по маршруту: ВДЦ «Орлёнок» – Сочи – Самсун (Турция) – Трабзон (Турция) – Сочи – Лазаревское – Туапсе и вернулся в «Орлёнок». Плавание так впечатлило капитана, что он написал рассказ «700 миль одиночества».
Кроме этого, Виталий принимал участие в одиночной гонке «Джестер Челленджер» из Плимута до Прайя де Виктория (о. Теслер). Измотанный ветрами и поломками капитан все же добрался до цели. Далее, гонка на яхте «Орлёнок» по маршруту ВДЦ «Орлёнок» – Ейск. Разыгравшаяся непогода под Утришом не дала достичь цели. Виталий потерял яхту и эвакуировался на подоспевшем научно-исследовательском судне «Академик Штокман». Неудачи не изменили стремлений, а лишь закалили на пути к мечте…
«Дочь Ветра»
Строительство яхты началось в 2003 году и длилось три года. Разработал чертежи судна Виктор Языков. Виталию удалось поучаствовать в этом судьбоносном мероприятии бок о бок со своим учителем.
«Дочь Ветра» – уникальная яхта, единственная в своем роде. Она способна идти любым курсом совершенно самостоятельно без ветроподруливающих устройств или электрорулевых. Корпус сделан по технологии «Сандвич» – бальса обшита тремя слоями каштанового шпона, с внешней стороны оклеена углепластиком. Легкая бальса, упругий каштан и долговечный углепластик обеспечивают эластичность и прочность конструкции при небольшой массе.
Мачта по форме напоминает крыло, стоит свободно, может поворачивать в разные стороны и способна выдержать даже удар о воду. Система гидродинамики корпуса позволяет яхте быть оцентрованной на любых курсах относительно ветра. Рубка накрыта прозрачным тентом. Справа и слева удобные сидячие места, под которыми можно разместить продукты и инструменты. Капитан все время находится на палубе, укрытый от стихии, но вся ситуация на воде под контролем. И еще одна особенность: на яхте нет туалета. Вместо него имеется специальное гальюнное ведро. Нет также душа, холодильника и прочих благ цивилизации.
После спуска на воду, 26 мая 2007 года, Виктор Аркадьевич отправился в испытательное плавание по Черному морю. Затем он совершил одиночные переходы по маршрутам: Чарльстон – Нью-Порт (США), Саумптон (Англия) – Канарские острова и Канарские острова – Новая Зеландия – о. Маврикий и обратно.
30 сентября 2018 года Виктор Языков совершил безостановочное кругосветное плавание, благополучно финишировав через полгода и один день.
Навстречу мечте!
В апреле 2022 года Виталий и его коллега отправились в Черногорию за «Дочерью Ветра», простоявшей там три года. Все лето и часть осени она находилась в Геленджикской бухте. Ее могли увидеть все желающие, и даже прокатиться была возможность. Совершались также походы по местности и до Турции. В ноябре Виталий поднял яхту на сушу и отвез на свою дачу. Началась подготовка к океану…
На яхте были произведены надлежащие работы по ремонту. Готовиться к плаванию Виталию помогали и его девушка Юлия Морозова, сын Православ. Вместе они закупили продукты на семь месяцев, разложив их по пакетам на каждую неделю. Получилось 28, в каждом из которых – пачка риса, овсянки, пакет овощного супа, пять консервов (кабачковая икра, фасоль, маринованные огурцы, томатная паста), конфеты, сухофрукты, печенье.
Виталий – вегетарианец, поэтому легко может обойтись без мясной пищи. Чай заказывали в Китае, так как капитан предпочитает зеленый чай разных сортов, а также Пуэр. На яхте есть газ, на котором можно приготовить какое-нибудь блюдо. Рецепты ему присылает Юлия, специально подбирая под его условия. Воду капитан набрал еще в Танжере. Но когда идет дождь, то набирает и дождевую воду. Кроме того, были приобретены теплые вещи, спальник и электрическое одеяло.
В июне яхту вновь спустили на воду. Виталий сделал несколько походов из Геленджика в Сочи для тех, кто помогал в подготовке. В конце июля «Дочь Ветра» двинулась в Марокко по маршруту Геленджик – Стамбул – Мармарис – Тунис – Танжер. К нему могли присоединиться все желающие и из первых уст узнать о яхтинге на практике. На протяжении всего пути делались остановки, чтобы подкупить недостающие вещи, продукты и снаряжение. Капитан признается, что переживал из-за закрытых границ, но все решилось благополучно.
Уже месяц капитан Виталий бороздит просторы океана, оставив позади три тысячи миль и экватор. По древней традиции мореплавателей выпил стакан морской воды после пересечения экватора, почти не поморщившись. Позади о. Фердинандо, который, по всей видимости, описал К. Чуковский в «Айболите». Не обходится без погодных сюрпризов, ветра и шторма заставляют понервничать. Однако двое учеников Виталия, находящихся в Москве, каждый день следят за погодой по специальному сервису и отправляют данные капитану. В своем телеграм-канале «Дочь Ветра» Виталий по возможности делится путевыми заметками. Вести канал помогает Юлия.
Близкие и друзья очень гордятся капитаном, с нетерпением ожидая его возвращения. Особенно сын Православ, который тоже увлекается парусом. Кто знает, может, и он однажды проплывет вокруг земного шара…
Пожелаем и мы удачи смелому капитану Виталию, не испугавшемуся трудностей и неизвестности!
Алёна Возняк