Раннее утро, освежающий ветер в лицо, дорога, резко уходящая вниз и также круто поднимающаяся вверх… Тишина. В вышине парит орел, оставляя тень на траве от своих огромных крыльев. Горная цепь уходит вдаль, сливаясь с горизонтом и морем. И только шум мотора и музыка из колонок нарушают эту природную гармонию.
О захватывающих видах по ту сторону Маркотхского хребта слышали многие. Видели фотографии и видео из различных соцсетей. Некоторые бывали там, а кто-то до сих пор лишь мечтает. Корреспонденты газеты «Прибой» решили насладиться красотой местных гор и не только…
Путь в горы непростой. Пешком дойти реально, но на это надо потратить уйму времени. Мы не ищем легких путей, но на этот раз отправились в горы на внедорожнике. Ну что, поехали!
В семь утра за нами заехал «Барс» — ВАЗ-кабриолет. Как выяснилось, водитель забирает каждого туриста лично. Когда все места были заняты, мы отравились за город. Вначале пути водитель Артем рассказал о технике безопасности. Употреблять спиртные напитки до поездки и во время запрещено. Вставать можно, но непременно необходимо держаться за люк или перекладину над кузовом джипа. Естественно, когда резкий спуск, лучше сидеть на местах. Одежда должна быть практичной: шорты, футболка или рубашка, чтобы максимально закрыться от солнца, которое на вершине будет палить. Даже если дует прохладный ветер. А вот головные уборы лучше снять. Они могут улететь в неизвестном направлении. У нашего фотографа Александра так и случилось. Он чуть не потерял бандану. Хорошо вовремя спохватился.
Впереди нас ожидали яркие локации… Самая первая – один из дольменов села Возрождение. Он расположен в стороне от известного мегалитического комплекса в долине реки Жане. Раньше мы о нем не знали, хотя бывали на многих дольменах Большого Геленджика. Еще одно открытие в копилочку!
Дольмен «Здоровья» — памятник культуры III-II тысячелетия до н.э. Это плиточный мегалит, который вполне неплохо сохранился. Правда, задняя стенка у него отсутствует. Продавец сувениров, торгующая ими неподалеку, поведала нам легенду каменного памятника. Дольмен получил свое название от некого шамана, который обладал даром целительства. Знахарь, войдя в дольмен, ушел в мир иной… Оставил все свои знания каменному изваянию. Поэтому памятник истории так и назвали.
Каждый из нас прикоснулся руками к дольмену и напитался энергией здоровья. Но, в первую очередь, необходимо поверить в его живительную силу. Тогда, как уверяют, обязательно наступит прилив энергии, изгоняя все хвори. Оздоровившись, мы помчались дальше…
Река Жане встретила нас не особо бурливо — дождя ведь не было больше месяца. В декабре шум воды здесь слышно на всю округу. Глубина первого водопада, который мы посетили, — более двух метров. Самые отважные даже искупались в прохладной и кристально чистой воде — такой, что видно обитателей водоема. Кто-то из путников решил покормить рыбок. На хлебные крошки собралось несметное количество мелких рыбешек.
Нас смутила ситуация, когда у водопада мы повстречали трех мужчин с орлами на плечах. Эти «птицеводы» всячески пытались пересадить на плечи наших спутников крылатых хищников, предлагая сделать фото за определенную плату. На зрелище никто не клюнул. Поэтому все остались целы и невредимы. Надеемся, что зоозащитники прочитают статью и обязательно посетят это место.
Двигаемся далее… Начался подъем в горы.
Кстати, маршрут длится четыре часа. Водитель рассказал, что перед поездкой все машины проходят тщательную проверку. Также это делается и на каждой остановке, в чем мы сами убедились. По пути мы встречали другие внедорожники. Некоторым не повезло. У кого-то лопнуло колесо, пришлось срочно его менять. А один из автолюбителей провел под своим четырехколесным другом долгое время, исправляя проблемы.
— Бывают форсмажоры, — продолжает наш водитель. — Если машина вдруг отказалась ехать, приедет другая. В горах никого не оставят.
Наше путешествие, к счастью, прошло без проблем. По пути на гору Шахан нам повстречалась корова.
Индусы считают это благоприятным знаком. Мы же испытали детский восторг, закричав: «Корова!». Сама же рогатая взглянула на нас несколько надменно. Вероятно, наш синий джип ей уже примелькался. И она подумала: «Снова эти отчаянные путешественники!». Но уступила нам дорогу…
На вершине горы перед нами возникло строение на огромных дубовых сваях, напоминающее юрту. Когда-то это было кафе, построенное специально для съемок фильма «Горько». С площадки видно практически все горные цепи Большого Геленджика. Они уходят вдаль, сливаясь с морем. Высота горы 740 метров над уровнем моря.
От смотровой площадки дорога резко ушла вниз. Дыхание перехватывало от восторга и испуга одновременно. Местами дорога становилась узкой колеей, проходящей по обрыву. А где-то петляла змейкой в густой лесной чаще. В каких-то местах от перепадов высоты закладывало уши.
Так мы и добрались до главной достопримечательности нашего маршрута. Сверкая в утренних солнечных лучах, перед нами предстала «древняя горная крепость» — «Грозовые ворота»! В 2006 году здесь снимался сериал по мотивам романа Александра Тамоникова «Рота уходит в небо». Фильм вышел под названием «Грозовые ворота». Для съемок здесь и возвели крепость. После выхода картины декорации разбирать не стали. Вероятно, уже предполагали туристический интерес. С крепости открывается еще более завораживающий вид, так как высота хребта Коцехур уже 980 метров! По территории крепости можно гулять, а также делать эффектные фотографии.
Как оказалось, наш водитель Артем Романуша за баранкой уже во втором поколении. Любовь к автопутешествиям ему привил отец. В итоге увлечение превратилось в профессию. Теперь Артем не мыслит свою жизнь без гор и руля.
Во время нашего разговора неожиданно раздался сильный гул. Спустя несколько секунд нашим глазам предстал белый вертолет. Он летел настолько низко, что, казалось, заденет нас. Но «железная стрекоза» пролетела без последствий. Водитель сказал, что подобное впервые!
Домой мы вернулись уставшие, но с горящими глазами и яркими впечатлениями. Правда, от «скачки на каменных барханах» болели и руки, и ноги. Но это того стоило!
Следите за выпусками газеты, чтобы не пропустить другие интересные путешествия…
Александр Бочнев, Алена Возняк. Фото А. Бочнева
СПРАВКА:
По информации управления курортами и туризмом администрации города, на территории Большого Геленджика согласовано четыре маршрута на машинах повышенной проходимости: «Тайны Геленджика», «Гора Острая», «Этно-мир Кавказа» и «Грозовой перевал». Десять компаний оказывают свои услуги на 95 внедорожниках. Кроме того, в этом году появился новый маршрут на квадроциклах.
Реклама