КурортОбщество

Своих не бросаем

Наталья Батюшина со своими родными совсем недавно приехала в Геленджик, но не на отдых – их, как и тысячи других людей, эвакуировали с территории ДНР

Сильные женщины

На первый взгляд эта семья ничем не отличает­ся от многих геленджик­ских семей – обаятельная мама, умницы дочки, шу­стрые внуки. Но на самом деле у них за плечами непростой опыт: гибель близких и четвёртая за 8 лет эвакуация. Перед на­чалом спецоперации на Украине Наталья Алек­сандровна с дочерьми Марией и Людмилой и внуками Александром и Даниилом с помощью рос­сийских властей покину­ла ДНР…

Созвонившись с Ната­льей, договорились встре­титься у них дома, точнее, в квартире их друзей, где они сейчас живут. Общи­тельные, гостеприимные, они с порога предлагают чай-кофе. Расположив­шись на уютной кухне, беседуем о жизни там и здесь.

— Знаете, мы люди вообще- то не публичные, — сразу предупреждает Наталья. — Решились поговорить, потому что очень хотим по­благодарить Геленджик за тёплый приём.

Сама она – учитель музы­ки, четверть века прорабо­тала аккомпаниатором в спортивной школе, сейчас на пенсии. Судьба распо­рядилась так, что Наталье Александровне пришлось быть сильной, стать главой небольшой дружной семьи – ведь старшему мужчине пока лишь восемь лет.

Непростая жизнь

Для Натальи Батюшиной всё началось в 2014 году в Макеевке Донецкой области, когда в один из дней она проснулась от гула самолё­тов и звука взрывов.

— Вначале мы не могли понять, в чём дело, потом накатил ужас, — вспоминает моя собеседница. — Я всю жизнь прожила в мире, а тут вдруг на меня летят са­молёты и бомбят. Внуки ма­ленькие, младшему годик. Куда деваться? В общем, быстро собрались и бук­вально бежали в Крым. Поезд наш попал под та­кой обстрел, что теперь я уже ничего не боюсь. А тогда было очень страшно: прямо по составу долбили «Грады»…

Потом началась обычная жизнь граждан Донецкой Народной Республики: возвращение домой, как только наступает относи­тельное затишье, затем – снова спешная эвакуация в Россию. И так четырежды за эти годы. Не укладыва­ется в голове, но для них это стало уже привыч­ным – когда невозможно представить будущее… Когда постоянно наготове тревожный чемоданчик… Когда можешь безошибоч­но определить – со «своей» или «чужой» стороны ле­тит снаряд… Когда даже дети знают – это «Град» стреляет… Когда на го­родских форумах делятся информацией, где сегодня легли снаряды… Когда по ночам во время обстрелов играют в карты, чтобы не было так жутко…

Муж Натальи погиб шесть лет назад во время штурма Иловайска. Он был военным, всю жизнь рабо­тал кинологом. Некоторое время спустя не стало су­пруга одной из дочерей, тоже военного. В 35 лет у него не выдержало сердце, остановилось…

К слову, Мария, младшая из сестёр, живёт в Ясино­ватой – это в 10 км от Маке­евки.

— Там на протяжении восьми лет не прекраща­лись боевые действия, обстреливали почти все здания, — говорит девушка. — В наш дом попал снаряд, хорошо, что нас тогда не было на месте.

Приняли как родных

Семью Натальи Алексан­дровны, как и других жи­телей Донецкой и Луган­ской Республик, вывозили бесплатными автобусами и электричками. С собой взяли только самое не­обходимое – документы, деньги, немного вещей.

— В Ростове нас встрети­ли прямо у электрички, таможенники помогли с детками, с чемодана­ми-сумками, — делится Наталья. — Позвонили родственники и знакомые из Орловской области, из Крыма – звали к себе. Но мы оптимисты, надеемся, что скоро всё закончится. Поэтому решили далеко от дома не уезжать и при­няли приглашение друзей пожить в Геленджике.

Прибыв в наш город, они посетили управление соц­защиты. Как рассказывает Наталья Александровна, там собралось много при­ехавших, большинство с детьми. Ко всем отнеслись очень внимательно, по­могли оформить необхо­димые документы.

— В России нас приняли как родных, — решил под­держать разговор внук Даниил.
— Спасибо соцзащите за их работу и неравноду­шие, — продолжила жен­щина. — Сотрудники управ­ления подсказали, что есть волонтёрский центр от партии «Единая Рос­сия». Там нас встретили депутаты городской Думы Елена Александровна Су­дакова и Иван Алексан­дрович Павлиди. И тоже – крайне доброжелатель­ное отношение, соучастие. Хотим поблагодарить от всей души этих замеча­тельных людей и весь их центр. А ещё – огромное спасибо волонтёрам и ва­шим добрым жителям – с открытой душой и серд­цем. Мы были поражены размахом волонтёрства в городе, в котором участву­ют обычные граждане, со­трудники администрации, депутаты. Сама видела, как пенсионеры приноси­ли в этот центр продукты. У нас за плечами четыре эвакуации, но с такой от­зывчивостью столкнулись впервые.

Семье Натальи Алек­сандровны выделили разные крупы, тушёнку, картошку, бытовую хи­мию, тёплую одежду, ме­дикаменты, оказали пси­хологическую поддержку. Дали также игры, детские книжки, фломастеры, пла­стилин. Теперь ребятам есть чем заняться ещё и по­мимо учёбы.

Мечты не только детские

Даниил и Саша учатся во втором классе.
— Мальчики пойдут здесь в школу? — интересуюсь у собеседниц.

— Мы решили пока оста­вить их на удалёнке, — гово­рит Мария. — Учительница присылает задание, мы выполняем. Ребята учатся хорошо, да и мы с сестрой с ними занимаемся посто­янно. Они-то и дома из-за ковида периодически дис­танционно занимались. Хотя всем приехавшим, кто хочет отдать детей в школу, тут предоставляют места, учебники.

— Ребята, у кого какая мечта есть? — спрашиваю у мальчишек. Всё это время они старательно не вмеши­ваются во «взрослые раз­говоры», хотя им явно не терпится поучаствовать.

— Я хочу стать учёным. Но каким именно – пока не решил, — откровенничает Саша.

— А я мечтаю, чтобы в мире никогда не было вой- ны, чтобы убрали границы, чтобы один город был на весь мир, — делится глобаль­ными планами мирового переустройства Даниил. Но вспомнив, что и для себя на­до что-то загадать, а не толь­ко для человечества, добав­ляет: — А ещё хочу купаться в море и жить у моря.
— Да, Геленджик нам всем очень нравится, — со­глашается его бабушка. — Мы здесь второй раз и про­сто влюбились в город.

— Тут красиво, нет мусора, хорошая природа, горный воздух, — рассуждает Саша. — Мы были в Сафари-парке, катались на канатке, кор­мили животных. Я бы тоже тут хотел жить…

С надеждой на мир

Не знаем, как дальше сложится судьба этой за­мечательной семьи – уедут на родину или начнут строить жизнь в России, но надеемся, что всё у них будет хорошо. А пока они не собираются сидеть сло­жа руки и планируют ин­тегрироваться в обычную жизнь здесь, пусть даже временно.

— Кубанцы очень отзыв­чивые люди. Нам периоди­чески звонят из волонтёр­ского центра, спрашивают, всего ли хватает, всё ли в порядке, — говорит Мария. — Мы очень благодарны, но хотим попробовать спра­виться своими силами. Рассчитываем на себя, бу­дем жить и работать.

— Больше всего хочет­ся нормальной жизни – осесть, обустроиться, — при­знаётся Наталья. — Мы на­деемся на мир. Верим, что сможем вернуться домой и развивать свою молодую республику.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"