ИсторияКурорт

Прошли через ад концлагерей

…Супругам Федотенковым Нине Ивановне и Ивану Егоровичу из Геленджика уже за 90. Оба прошли 130-й концлагерь в Рославле Смоленской области.

Ваня успел окончить 7 классов, когда их деревню Погуляй под Калугой оккупировали фашисты. В октябре 1942 года после наступления советских войск под Москвой гитлеровцы стали сгонять гражданское население занятых ими территорий для отправки в пересылочный лагерь, а потом — в Германию. Жители окрестных деревень, в том числе совсем маленькие дети, были отправлены пешим маршем в Рославль. Всю дорогу людей ничем не кормили, питались попадавшимися по дороге капустными листьями, корешками, ржаными колосьями с неубранных полей, а пили из придорожных луж.
-Останавливаться у колодцев или просить попить было нельзя под страхом смерти, — вспоминает Иван Егорович.

Взрослых отправляли в Германию, подростков заставляли работать. Иван с утра до вечера трудился на вагонно-ремонтном заводе.
Таскал железо, выполнял поручения старших. Жили за колючкой под охраной злючих псов. Заключенных почти не кормили, выдавали по пол-литра баланды: 1 -2 ложки ржаной муки с отрубями, разболтанные в воде. Один раз в четыре-пять дней выдавали по 150- 200 граммов хлеба. Немецкие офицеры интендантской службы говорили: «Этих норм продовольствия было мало, чтобы жить и много, чтобы умереть».

Пожалуй, еще тяжелее было взрослым, которых нещадно били и маленьким детям. Поговаривали, что у них брали кровь для немецких солдат.
Так продержались до августа 1943 года.

-Каждый день боялись, что нас отправят в Германию. От этой участи нас спасли брянские партизаны под командованием Константина Сергеевича Заслонова. Помню, как августовским вечером партизаны подорвали железнодорожный путь, который выходит из Рославля на Смоленск, мы остались на месте.
Нина Ивановна часто смахивает слёзы. В «ДУЛАГ- 130» она десятилетней попала с мачехой Анной Матвеевной Авдеевой, двумя сестрами и братом. Из четверых ребят Нина была старшей. Вспоминает, что немцы их достали из окопов, пока гнали в лагерь, били по ногам, чтобы быстрее шли. Ноги всю жизнь болят после этого.

-Как нас мама уберегла, не знаю, — сквозь слёзы говорить Нина Ивановна. — Прятала нас, как могла. Иван помнит, что ели, а я, признаться, не знаю, чем мы питались и как выжили — до сих пор не понимаю — драные, рваные.

Нина Ивановна проработала в текстильной промышленности более 32 лет, ветеран труда. Иван Егорович — военный пенсионер.

Сейчас у них уже шесть внуков и восемь правнуков. Все живут в Геленджике и часто навещают дедушку и бабушку. Дай вам Бог здоровья, уважаемые Нина Ивановна и Иван Егорович!

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"