КурортОбщество

Памяти легендарной лётчицы Евдокии Бершанской

6 февраля исполняется 110 лет со дня рождения командира 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Евдокии Давыдовны Бершанской.

Наган от Ворошилова и школа ликбеза

Родилась Евдокия Бершанская в с. Добровольном Ставропольского края. Её отец Давыд Филиппович Карабут был непревзойдённым на всю округу кузнецом.

В годы Гражданской войны кузница Давыда Карабута по заданию военного комиссариата работала день и ночь, ремонтируя воинские подводы. Но туберкулёз подорвал истощённый непосильным трудом организм кузнеца. В апреле 1919 г. он умер. Весной 1922 г. умерла и мать Евдокии – Ульяна Трофимовна. Евдокия и её младший брат Володя остались круглыми сиротами.

Дядя, брат матери, комиссар 286-го стрелкового полка Георгий Трофимович Середа забрал племянников к себе. Семья Середы жила в одном доме с прославленным полководцем И. Р. Апанасенко. Рядом жил бывший комбриг, начальник милиции П. П. Плескачёв. В свободное время он обучал соседских детей военному делу. За отличное владение винтовкой со штыком и всеми навыками красноармейца одиннадцатилетняя Евдокия получила от К. Е. Ворошилова, приехавшего к Апанасенко, свою первую награду – наган.

В октябре 1924 г. семья Г. Т. Середы переехала в с. Благодарное, где детей определили в школу-семилетку. Евдокия не только очень любила учиться сама, но и любила передавать знания другим. Ещё школьницей она с большим старанием преподавала в школе ликбеза арифметику женщинам села.

Только летать!

Однажды, будучи подростком, Евдокия увидела в небе самолёт, и с этого дня её душа не знала покоя. Если раньше она разрывалась между мечтой стать портнихой, оружейных дел мастером и актрисой, то теперь твёрдо решила: только летать. Но после окончания семилетки девушку направили на дошкольное отделение Ставропольского педагогического техникума.

Однако стать воспитателем Евдокии было не суждено. На IX съезде ВЛКСМ (январь 1931 г.) на всю страну прозвучал призыв: «Комсомолец – на самолёт!» Этот призыв вселил в сознание Евдокии необходимость предпринять все меры для того, чтобы попасть в лётную школу и овладеть лётным мастерством. Она приезжает в Вольскую школу лётчиков, но набор на 1931 г. уже закончен; спешит в Сталинградскую школу лётчиков, но приём молодёжи будет производиться лишь в декабре. В итоге в сентябре 1931 г. Ростовский горком ВЛКСМ направляет Евдокию в Батайскую школу пилотов гражданского воздушного флота.
Училась Евдокия настойчиво, только на отлично, летала увлечённо. В ноябре 1932 г. она успешно окончила курс обучения и получила специальность лётчика гражданской авиации. Учитывая хорошие организаторские способности в лётной работе и отличную технику пилотирования, руководство Батайской школы оставило её в школе инструктором по обучению молодёжи лётному делу.

В ноябре 1937 г. за отличную подготовку пилотов гражданской авиации и безаварийную работу Бершанская была награждена орденом «Знак Почёта», который вручил ей в Кремле М. И. Калинин.
В ноябре 1938 г. впервые в Батайской школе пилотов был создан авиаотряд по подготовке пилотов-женщин, и командиром этого отряда была назначена Евдокия Бершанская, которой в то время было всего 25 лет.

В сентябре 1939 г. Бершанская была назначена командиром авиазвена 218-го авиаотряда специального применения в Азово-Черноморском управлении ГВФ (Гражданский воздушный флот СССР) с местом базирования в аэропорту Пашковский – Краснодар.

Славный боевой путь

В ноябре 1941 г. в звании старшего лейтенанта запаса Евдокию Давыдовну призвали в ряды ВВС и направили в Энгельскую военно-авиационную школу пилотов в группу формирования женских авиаполков. В январе 1942 г. назначили командиром 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка. Личный состав полка большей частью состоял из девушек 17-20 лет.

Приняв полк, Евдокия Бершанская отдавала все свои силы, энергию, знания подготовке лётного состава к боевым действиям, ведь чувствовала большую ответственность за судьбу своих подчинённых.
«Большой опыт лётной работы в ГВФ, изумительная выдержка и такт в обращении с людьми обеспечили в дальнейшем боевой успех личного состава полка, который прошёл вместе с Бершанской славный боевой путь от Северного Кавказа до Берлина», — писала Милица Александровна Казаринова, начальник штаба 125-го гвардейского бомбардировочного авиаполка.

Летали девушки на лёгких самолётах У-2 (По-2), «русиш фанер», как их уничижительно называли фашисты. Днём такой самолёт представлял собой отличную мишень и для артиллерии, и для авиации противника. Поэтому лётчицы летали только ночью, успешно сбрасывая бомбы на вражеские позиции. Фашисты называли лётчиц «ночными ведьмами». И такое прозвище было высшей оценкой их профессионализма.
8 февраля 1943 г. 588-й авиаполк за отличную боевую деятельность был удостоен звания «гвардейский» и переименован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. С марта по октябрь 1943 г. полк принимал участие в боевых операциях наших войск по прорыву обороны врага – «Голубой линии».

Осенью 1943 г. 8 экипажей этого полка базировались на аэродроме Геленджика, участвовали в освобождении Новороссийска, в разгроме вражеских войск на Таманском полуострове и освобождении Тамани.

Приказом Главнокомандующего от 9 октября 1943 г. 46-му гвардейскому авиаполку было присвоено собственное наименование «Таманский». В полку было воспитано 23 Героя Советского Союза.

Командир полка за умелое руководство боевыми действиями полка, за мужество и отвагу, проявленные лично и всем личным составом полка, была награждена высокими правительственными наградами.
«Особенная честность, требовательность по отношению к себе и другим – вот качества Бершанской, которым мы обязаны тем, что наш полк стал легендой. Почти все ночи она была на старте, в погоду и непогоду, и её руководство полётами, умение максимально использовать тёмное ночное время, её идея строительства деревянных аэродромов, переход на бригадный метод обслуживания полётов, обучение новых лётчиков и штурманов одновременно с боевой работой и многое другое позволили сделать полку так много боевых вылетов. Спокойная и выдержанная, открытая к печалям и радостям своих подчинённых, всегда помогавшая им…» — так писала о Бершанской в книге воспоминаний «Нас называли ночными ведьмами» И. В. Ракобольская, начальник штаба полка.

История командира полка Е.Д. Бершанской – это история её полка, его жизнь, его доблесть, его слава.

Всегда в строю

Евдокия Давыдовна Бершанская закончила войну в звании гвардии подполковника. Мобилизовалась из рядов Красной армии в мае 1946 г. После демобилизации жила в Москве, занималась общественной работой в Комитете советских женщин и в Комитете ветеранов войны.

В 1975 г. решением Краснодарского городского Совета народных депутатов за заслуги при освобождении Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Е. Д. Бершанской присвоено звание «Почётный гражданин города Краснодара». В 2005 г. авиакомпания «Кубань» назвала один из своих самолётов Як-42 «Бершанская».
Её имя носит школа №6 Геленджика.

На счету полка:

  • 17 уничтоженных переправ,
  • 9 взорванных железнодорожных поездов,
  • 2 уничтоженные железнодорожные станции,
  • 26 разбомбленных складов,
  • 12 уничтоженных цистерн с горючим,
  • 176 выведенных из строя и уничтоженных автомобилей.

С. СОЛОВЬЁВА, научный сотрудник отдела истории Геленджикского историко-краеведческого музея

 

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"