История

Память о летописце жива на Кубани

Сегодня, 25 февраля отмечается 173 года Федору Щербине.

Для геленджичан интересен тот факт, что Федор Андреевич явился основателем русского интеллигентного поселения. Он первый в 1892-1893 годах построил в живописном ущелье капитальную усадьбу Джанхот с целым комплексом жилых и хозяйственных строений: каменный дом, флигель, винный подвал, винодельня и другое. Им же была проложена первая грунтовая дорога из Фальшивого Геленджика (ныне село Дивноморское) к имению, название которого позже распространилось на все дачное поселение. В Джанхоте он работал над капитальным трудом «История Кубанского казачьего войска», который вышел в Екатеринодаре в двух томах в 1910 и 1913 годах. Также он описал Геленджик в начальные этапы его становления.

Федор Андреевич родился в станице Новодеревянковской Ейского округа Черноморского казачьего войска в казачьей семье, проживавшей в Геленджике в конце XIX — начале XX века. Был известен не только на Кубани и Черноморье, его имя звучало во всей Российской империи. Наследие его велико и бесценно: кубанский казачий политик и общественный деятель, историк, этнограф, член-корреспондент Петербургской академии наук, депутат Государственной Думы Российской империи второго созыва от Кубанской области и Черноморской губернии, депутат Кубанской Рады, глава Верховного суда Кубанской народной республики, поэт, писатель.

В Геленджике Щербине принадлежали два дома и торговая купальня «Джанхот», читальный зал с обширной библиотекой. К домам, стоявшим под сенью гигантских платанов, примыкал большой парк с ботаническим садом. Этот богатый парк всегда привлекал внимание приезжих, являлся местной достопримечательностью. Авторитет Щербины среди населения способствовал избранию его членом правления Геленджикского общества потребителей. Ему, депутату 2-й Государственной Думы, жена писала в Петербург в 1907 году, что «за его речами и именем весь Геленджик следит с большим интересом». Перед его отъездом жители Геленджика вручили депутату наказ «стоять полной грудью за свободу, волю и землю». Федор Андреевич способствовал популяризации и развитию курорта, активно участвуя в работе специализированных общественных организаций (к примеру, являлся почетным членом Общества содействия благоустройству курорта Геленджик).

После событий 1917 года Щербина избирается в состав Кубанского войскового правительства. Историк продолжает работу над третьим и четвертым томами «Истории Кубанского казачьего войска», пишет героическую поэму «Петро-кубанец», предугадав в ней кровавую вакханалию вспыхнувшей вскоре братоубийственной войны.

Когда ему шел 70-й год, в составе вооруженного отряда Кубанского краевого правительства под командованием полковника Виктора Леонидовича Покровского Щербина выступил из Екатеринодара, атакованного красными отрядами, в поход,получивший впоследствии имя «Ледяной». В походе возобновил свою литературную деятельность и писал поэму на украинском языке «Черноморцы» о переселении запорожских казаков на Кубань и освоении ими этого края. Участие Федора Андреевича в походе было отмечено вручением ему знака первопроходника.

Но будучи в эмиграции, за рубежом своего отечества, Федор Андреевич продолжал в мыслях обращаться к «русской Ривьере» — к Джанхоту. В завещании он просил свой участок в Джанхоте «предназначить на вечные времена служить общественным парком».

Память о летописце жива на Кубани и Черноморье по сей день. Помнят о Федоре Андреевиче «казаки и не казаки» и в Геленджике. В 1997 году казаки Геленджикского районного казачьего общества установили мемориальную доску на доме Щербины. Во дворе они посадили молодой платан – любимое дерево ученого.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"

Обнаружен Adblock

Пожалуйста, подумайте о том, чтобы поддержать нас, отключив блокировщик рекламы