ИсторияСпорт

«Смерш» — след в истории

Как контрразведчики спасли Сталина и обманули немцев по радио

Сегодня исполняется ровно 80 лет со дня создания Главного управления контрразведки «Смерш» Народного комиссариата обороны СССР, которое считают самой эффективной спецслужбой Второй мировой войны, превосходящей все остальные по размаху и интенсивности оперативно-разыскной деятельности. Всего за три года «Смерш» смог оставить след в истории отечественных органов государственной безопасности.

Все закрутилось в начале 1941 года, когда руководство страны начало масштабную реорганизацию, в рамках которой указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля НКВД разделили на Народный комиссариат государственной безопасности и Народный комиссариат внутренних дел. Также постановлением Совета народных комиссаров СССР от 8 февраля 1941 года особые отделы были выделены из НКВД и переданы в Наркомат обороны и Наркомат военно-морского флота.

Однако реорганизацию системы советских органов госбезопасности прервали в связи с нападением нацистской Германии на СССР. В итоге на базе 3-го Управления НКО СССР создали Управление особых отделов (УОО) НКВД. Третьи отделы и отделения фронтов, округов, армий, корпусов, дивизий были переименованы в особые отделы и подчинены УОО.
Кроме того, народные комиссариаты госбезопасности и внутренних дел вновь объединили в одно ведомство — НКВД СССР. А вместо 3-го Управления НКВМФ СССР создали отдел морской контрразведки в составе Управления особых отделов НКВД.

Решение о создании новой спецслужбы принял лично Сталин

Победа советских войск под Москвой, а затем и под Сталинградом в феврале 1943 года стабилизировала обстановку на передовой. В этих условиях возросла наступательность особых отделов НКВД в борьбе со спецслужбами противника. Удалось наладить систему сбора оперативных данных о немецких разведывательных органах, работу по проникновению в спецорганы врага на оккупированных территориях.

Уже весной того же года военная контрразведка так же, как и армия, перехватила стратегическую инициативу. Стало ясно, что нужно повышать эффективность борьбы со спецслужбами противника, организовывать деятельность военной контрразведки в соответствии со складывающейся на фронтах стратегической ситуацией.

Сталин лично принял решение о создании новой спецслужбы и ее организационных формах. За несколько дней до этого он впервые пригласил к себе в кабинет почти всех начальников особых отделов фронтов, армий и руководителей центрального аппарата, поговорив с каждым. Речь шла о новых задачах военной контрразведки.

А 19 апреля 1943 года Управление Особых Отделов НКВД изъяли из ведения НКВД СССР и передали Народному Комиссариату Обороны, реорганизовав его в Главное Управление Контрразведки НКО «Смерть шпионам». Органы «Смерш» были освобождены от всякой другой работы, не связанной непосредственно с задачами, изложенными в постановлении, где указывалось:

«На органы «Смерш» возлагаются:

  • борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок в частях и учреждениях Красной Армии;
  • борьба с антисоветскими элементами, проникшими в части и учреждения Красной армии;
  • принятие необходимых агентурно-оперативных и иных мер к созданию на фронтах условий, исключающих безнаказанность прохода агентуры противника через линию фронта;
  • борьба с дезертирством и членовредительством на фронтах;
  • борьба с предательством и изменой родине;
  • выполнение специальных заданий Народного Комиссара обороны;
  • проверка военнослужащих и других лиц, бывших в плену и окружении противника».

Ориентиром стали радиоигры

Название «Смерш» предложил лично Верховный Главнокомандующий и военная контрразведка была подчинена непосредственно ему. Начальником «Смерша» и своим заместителем Нарком обороны Сталин назначил молодого, но опытного руководителя. Им стал 35-летний комиссар госбезопасности 2-го ранга Виктор Абакумов, возглавлявший Управление особых отделов НКВД с 19 июля 1941 года.

Одновременно на базе Морского отдела Управления особых отделов создали Управление контрразведки «Смерш» НКВМФ. Чуть позже, 15 мая создали Отдел контрразведки «Смерш» НКВД СССР, в зоне ответственности которого находились пограничные и внутренние войска, милиция и другие вооруженные формирования НКВД СССР.

Ориентиром для дальнейших действий стала наступательная оперативная работа, а также радиоигры. Только в июне-июле 1943 года контрразведчики Центрального фронта обезвредили 15 разведывательно-диверсионных групп противника. В 1943 году «Смерш» предотвратил теракт в отношении будущих маршалов Победы Константина Рокоссовского и Леонида Говорова, а в 1944 году — в отношении Сталина.

Всего за годы войны обезвредили более 30 тыс. шпионов, 3,5 тыс. диверсантов и 6 тыс. террористов. В годы войны ни один стратегический план советского командования не достался немцам и их союзникам. Вдобавок командующий Центральным фронтом генерал армии Рокоссовский был вооружен полной информацией о противнике.

Кроме того, совместно с Генеральным штабом Красной армии органы «Смерш» создали действенную систему дезинформирования противника, ведя так называемую «Большую игру». Глава «Смерш» Абакумов лично добился возможности освобождать от уголовной ответственности явившихся с повинной агентов спецслужб противника, которые привлекались к участию в радиоиграх.

Военные контрразведчики по радио срывали агентурные акции абвера по ведению разведки на передовой и в промышленных районах Урала и Сибири. Перехватывали информацию о попытках немецкой разведки создать в тыловых районах СССР очаги сопротивления из уголовников и националистов.

Агенты арестовывали заброшенных в тыл немецких парашютистов, от лица которых долгие месяцы передавали в Германию радиограммы об успехах несуществующих боевых групп. Неоднократно заставляли «хозяев» перебрасывать через линию фронта радиоаппаратуру, оружие и боеприпасы, пополнять якобы редеющий состав «повстанцев» свежими силами — выпускниками разведшкол и офицерами абвера.

Наглядным показателем их работы стала сорванная попытка организовать покушение на Сталина осенью 1944 года силами заброшенных на территорию Советского Союза террориста Таврина и его напарницы Шиловой. На эту операцию Германия потратила 2 млн рейхсмарок. А после разоблачения Таврин и Шилова были использованы в радиоигре «Туман», продолжавшейся практически до самого конца войны.

Всего за годы Великой Отечественной войны «Смерш» провел 183 радиоигры с противником, в ходе которых на сторону СССР вывели и арестовали более 400 сотрудников и агентов немецкой разведки, захватили большое количество шпионского снаряжения, оружия, диверсионных средств.

«Проверен в боевой обстановке»

Новый этап наступил в конце 1943 года. Работа у передовой стала еще более наступательной, плановой, с координацией Центра. Только с октября 1943-го по май 1944-го в тыл противника перебросили 345 зафронтовых агентов. 102 из них, вернувшихся после выполнения задания, добыли сведения на 620 официальных сотрудников разведорганов и на 1,1 тыс. их агентов.

При этом за весь период войны вражеским спецслужбам не удалось приобрести ни одного агента в штабах и иных органах военного управления. Был лишь один агент в органах центрального военного управления, но и он оказался подставой военной контрразведки. Собирательный образ зафронтовых разведчиков «Смерш» лег в основу известной советской кинотрилогии «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Бой после Победы».

Флотские чекисты тоже активно работали. Только в Пиллау (Калининградская область) и Кенигсберге (ныне Калининград) были арестованы 17 агентов немецкой разведки. На военно-морских базах Северного и Тихоокеанского флотов поставили заслон разведывательным устремлениям союзников — англичан и американцев.

В августе-сентябре 1945 года военные контрразведчики приняли участие в Маньчжурской наступательной операции по разгрому Квантунской армии. Оперативно-разыскные группы «Смерш» продвигались вместе с наступающими частями Красной армии и захватывали здания японских разведывательных и полицейских органов.

К концу сентября 1945 года военные контрразведчики арестовали 317 официальных работников японских военных миссий в Манчжурии, 349 их агентов, 569 сотрудников японской жандармерии, 380 руководителей и активных участников антисоветских организаций, 172 изменников Родине.

Глава разведки Главного управления имперской безопасности Шелленберг в свое время отметил работу «Смерша»: «…некоторое время Москва поставляла правдивую информацию, чтобы в решающий момент сделать высшее немецкое руководство жертвой роковой дезинформации». А начальник немецкой военной контрразведки «Абвер-3» генерал-лейтенант фон Бентивеньи заявил, что «…почти ни один заброшенный в тыл Красной армии немецкий агент не избежал контроля со стороны советских органов, и в основной массе немецкая агентура была русскими арестована, а если и возвращалась обратно, то зачастую была снабжена дезинформационным материалом».

Основу «Смерша» составили опытные офицеры особых отделов. В первые годы войны туда пришло много молодых сотрудников из числа командиров и политработников, работников территориальных органов безопасности, милиции и выпускников вузов. Фактически военную контрразведку формировала и комплектовала вся страна.

Так, будущий руководитель военной контрразведки (1974 – 1987) генерал-полковник Николай Душин перед войной работал школьным завучем, в бою действовал в качестве ротного политрука, а в особый отдел направлен с должности командира стрелковой роты.
Ключевыми словами в аттестации оперработника были — «проверен в боевой обстановке».

Военный контрразведчик в войсках был «за все в ответе». За солдатское питание и снаряжение, боевой дух и настроения в коллективе. Нередко «смершевцы» лично с оружием в руках участвовали в боях, принимали на себя командование подразделениями, потерявшими командиров. Ценой жизни 6 тыс. своих сотрудников «Смерш» уберег в годы войны армию и флот от ударов в спину.

Мало кто знает, что Герой Советского Союза Марина Раскова, будучи командиром женского авиационного полка, до самой гибели оставалась старшим оперуполномоченным авиационного отдела «Смерша». Бессменным руководителем «Смерша» был генерал-полковник Виктор Абакумов, лично курировавший наиболее важные направления работы военной контрразведки.

По объективным причинам мирного времени в органах военной контрразведки «Смерш», в наркоматах госбезопасности и внутренних дел (НКВД СССР вновь разделили на два народных комиссариата 14 апреля 1943 года) назревала новая реформа. С марта 1946 года все наркоматы переименовали в министерства.

Было создано Министерство государственной безопасности СССР, в состав которого 4 мая 1946 года вошли все структуры бывшего НКГБ, а органы военной контрразведки «Смерш» НКО и НКВМФ были преобразованы в 3-е Главное управление нового министерства с задачами контрразведывательного обеспечения армии и флота.

Для подготовки статьи использованы материалы сайта Общественной организации ветеранов Департамента и органов военной контрразведки. Максим Дмитриев, «Краснодарские известия»

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"