
История появления автомобильного транспорта в Геленджике.
Первый автопробег
Упоминания о появлении автомобиля в Геленджике встречаются с 1903 года. Ярким событием стал автопробег, организованный Министерством путей сообщения. Как сообщали газеты, «с целью выяснения проходимости автомобиля по Черноморскому береговому шоссе».
Автопробег проходил в том числе и по геленджикской улице Шоссейной. Посмотреть на это удивительное по тем временам зрелище собрались все, от мала до велика.
Вот как описано это событие в одной из газет 1903 года: «24 августа в Геленджик прибыл господин министр путей сообщения князь М. И. Хилков в сопровождении чиновников. С утра уже заметно было оживление, так как каждого интересовал оригинальный автомобильный поезд. Ровно в 12 часов показался целый ряд автомобилей… После некоторого отдыха и накачивания бензина в резервуары автомобилей, поезд с министром тронулся в путь…».
Пробег прошел успешно и доказал возможность применения нового вида транспорта на продолжительных маршрутах в тяжелых дорожных условиях.
Привычной частью повседневной жизни геленджичан автомобиль стал лишь к 1908–1909 гг. Именно в это время, благодаря усилиям «Черноморского товарищества автомобильного движения», автомобили начинали курсировать между Геленджиком и Новороссийском.
Дорогое удовольствие
Иметь собственный автомобиль в начале ХХ века было очень дорогим удовольствием. В одной из газет встречается реклама автомобиля «Форд» с указанием его цены – 2 тысячи 375 рублей. Здесь же дана и краткая характеристика: «автомобиль отличается простотой конструкции, высоким качеством материала, пригодностью для всяких дорог, по расходу бензина и шин экономнее всех испытанных автомобилей мира в России».
Первые ценители этого вида транспорта, как правило, объединялись в автомобильные товарищества, сообща покупали и использовали автомобили как для собственных нужд, так и с коммерческой целью. Членам товарищества это приносило прибыль, отдыхающим – возможность комфортно и быстро добраться до места назначения.
Товарищества автомобилистов
Известно, что к 1913 году «Товарищество автомобильного сообщения» было организовано в самом Геленджике, в Солнцедаре и имении «Борисово» (район Голубой бухты). В книге Ф. П. Доброхотова (1916 г.) среди фирм Геленджика начала ХХ века упоминается автомобильный гараж Шпрехта. Здесь же сообщается, что стоимость проезда из Новороссийска до Геленджика составляла «на автомобиле – 2 рубля с человека, на лошадях – от 6 до 10 рублей за экипаж».
Один из организаторов «Борисовского товарищества автомобильного сообщения», Иван Харитонович Бойко – крупный землевладелец, имеющий несколько земельных участков на побережье, в том числе в имении «Борисово», делает попытку доказать необходимость его создания. «Товарищество учреждено ввиду давно ощущаемой крайней потребности в регулярном, быстром, удобном и недорогом автомобильном сообщении между Новороссийском и новонародившимися курортами «Борисово» и «Солнцедар». Он приглашает вступить в него новых членов, подчеркивая, что такое предприятие «не может давать убытков, и вместе с тем даст громадный толчок к развитию этой красивой части побережья (район Голубой бухты), которой готовится блестящее будущее».
Известно, что счастливыми обладателями автомобилей были геленджикские дачевладельцы Александр Фёдорович Горазеев, Иван Харитонович Бойко, Николай Николаевич Карышев, князь Николай Дмитриевич Шаховской.
Любители путешествий имели возможность взять автомобиль в аренду. Так, дачевладелец Д. В. Кулешов (узнаем из рекламного объявления в путеводителе Г. Москвича (1912)) предлагал в аренду «комфортабельный автомобиль Бенцъ на 5 мест – специально сделанный для горных дорог, с платой по 50 копеек за версту (1,06 км) по тракту: Сочи – Туапсе – Новороссийск».
Доходы в бюджет
Местные власти видели в автомобилях новый источник городских доходов. 20 января 1903 года было Высочайше утверждено постановление Государственного Совета, по которому городские власти имели право устанавливать в пользу города сбор с велосипедов и автомобилей. Также были прописаны требования к владельцам, по которым «езда допускалась только при получении владельцем и шофером машины разрешений от городской управы; автомобильные экипажи должны были быть устроены таким образом, чтобы всякая возможность взрыва на них была устранена; скорость движения не могла превышать 12 вёрст в час в городе и 20 вёрст в окрестностях; при встрече с лошадьми, обнаруживающими испуг, водитель был обязан остановить машину».
Местные жители отнеслись к появлению новых транспортных средств довольно прохладно.
Мнение обывателей об автомобилях с долей юмора передал корреспондент одной из кубанских газет начала ХХ века: «…Эти чудовища на резиновых шинах с рычанием носятся по городу самым полным ходом… Всякий благоразумный гражданин, прежде чем выйти на улицу, прощается с женой и детьми и пишет духовное завещание».
А курортная публика быстро и по достоинству оценила новый вид транспорта. Таким образом, к 1910–1914 годам, за очень короткий срок автомобиль из редкой диковинки превратился в удобное средство передвижения на всем Черноморском побережье, в том числе и в Геленджике.
Ольга Фадеева,
научный сотрудник
Геленджикского историко-краеведческого музея