ИсторияСтатьи

БАМ: эпоха службы, дружбы и труда

Строительство Байкало-Амурской магистрали стало целой эпохой для поколения людей, которых называют бамовцами. Началась эта эпоха в 1974 году и длилась 12 лет. На огромной стройке работали люди со всего Советского Союза.

Геленджичанин Евгений Ульянов с удовольствием вспоминает свои полтора года службы на БАМе. Он, солдат-срочник, попал туда в 1981 году после прохождения учебки в Подмосковье. Получил военную специальность электромеханика передвижной дизельной электростанции. И в составе батальона железнодорожных войск был направлен на строительство одного из самых масштабных проектов советской эпохи.

— Нас сразу предупредили: летим на БАМ, гордитесь, – рассказывает Евгений Владимирович. – Улетали из Москвы в апреле, уже в летней форме. А в Комсомольске-на-Амуре нас встретил снег по колено. Первая же реакция – шок. Правда, тёплая одежда была с собой, поэтому адаптировались быстро.

Жизнь в полевом лагере была спартанской. Первые две ночи пришлось ночевать у костра, а потом жили в палатках с буржуйками. Рядом ходили медведи, принюхивались. Офицеры отгоняли их выстрелами. В мае снег растаял быстро. Буквально за неделю огромные сугробы превратились в ручьи.

С теплом появились змеи, их там было не меньше, чем комаров. Солдаты грубовато шутили друг над другом, подкидывали дохлых змей в кровати товарищам. А ещё клещи. В большом количестве. Каждого укушенного оставляли на пару дней в палатке, на карантине – если не поднялась температура, значит, клещ не энцефалитный. Заболевших отправляли вертолётом в город, в больницу.

На БАМе работали специалисты

Со стороны Комсомольска-на-Амуре БАМ строили гражданские, а со стороны Хабаровска – военные. Местность на протяжённости всей трассы болотистая. Автобатальоны отсыпали насыпь, военнослужащие железнодорожных войск прокладывали рельсы. Несмотря на трудности, Евгений Ульянов вспоминает службу на БАМе с удовольствием.

— Моей задачей было обеспечение бесперебойной подачи электричества для посёлка и строительных объектов. Летом ставили огромные морозильные камеры, забитые мясом. Повара готовили на полевой кухне. Зимой на электричестве работали котельные. Техника в условиях вечной мерзлоты работала только импортная – американская или японская. Отечественная просто не справлялась. В части стояла капитальная электростанция, несколько дизелей, работал энергопоезд.

Ко времени призыва на военную службу у меня уже были жена и маленький сын. Бамовские магазины отличались очень хорошим обеспечением. В стране дефицит всего, а я родным с БАМа отправлял посылки со сгущёнкой, кофе, детскими шубами, с сапогами для жены.

В лесах вокруг было полно ягод, в реках рыбы. Мы, солдатики, тайком бегали на рыбалку. Уже не помню, какая именно рыба ловилась, помню только, что большая.

Помню, как в 90-е БАМ стали называть дорогой в никуда, говорить, что её строили заключённые. В этом нет ни слова правды! Так могли говорить только люди, никогда не бывавшие в тех краях, имеющие одну цель – очернить. Байкало-Амурская магистраль – дорога востребованная, как палочка-выручалочка. И такой она была с самого начала строительства. Какие могли быть заключённые? На БАМе требовались высококлассные специалисты, трактористы, экскаваторщики, электрики, а не люди, способные только тапочки шить из-под палки. Там собрались люди разных национальностей, из разных уголков страны, но все жили и работали дружно. За время моей службы на БАМе дорога была проложена от Комсомольска-на-Амуре до Хабаровска. Каждый участок открывали торжественно, с гордостью за свою работу.

Инна КУЗНЕЦОВА

БАМ – это одна из величайших строек 20 века. Это дорога, которая связала восток и запад страны. Она была построена в невероятно сложных условиях, но люди справились с этой задачей. БАМ – это гордость нашей страны.

Статьи по теме

Кнопка "Вверх"