В 1974 году БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Именно в этот год от Байкала и от Тихого Океана навстречу друг другу двинулись бригады строителей, чтобы через 10 лет, уложив больше 3000 километров рельсов, встретиться посередине, на разъезде Балбухта.
Геленджичане тоже внесли свой вклад в стройку века. В год 50-летнего юбилея Байкало-Амурской магистрали мы пообщались с Николаем Степановичем и Верой Викторовной Карпинскими о том, как проходила грандиозная стройка.
Путь на БАМ
Николай Степанович и Вера Викторовна – уроженцы Апшеронского района. Николай по образованию слесарь. До всесоюзной стройки успел поработать в средней Азии, на обслуживании нефтепровода Мангышлак – Куйбышев, на заводе «ЛесХозМаш» в Апшеронске, а после, в 1974 году, по комсомольской путёвке отправился на строительство железной дороги Тюмень – Сургут. В 75-ом, когда работа на участке была закончена, перед бригадой Николая Степановича встал выбор: продолжить строить железную дорогу от Сургута до Уренгоя или отправиться прокладывать Байкало-Амурскую магистраль. Выбор сделали в пользу масштаба и романтики.
«Мы всей своей бригадой, 12 человек, поехали строить западный участок БАМа. У нас там уже были знакомые медики, мы с ними переписывались, они описывали невероятную природу тех краёв, рассказывали, как много там было молодёжи. Это был всесоюзный ажиотаж, конечно, нам было интересно. И мы поехали на самую северную точку озера Байкал. Сначала добрались до райцентра, посёлка Нижнеангарска, оттуда вертолётом в Новый Уоян, потому что дорог ещё, сами понимаете, не было», – рассказывает Николай Карпинский.
Вера Викторовна после школы работала ученицей токаря. В 75-ом году, когда Николай приехал в отпуск в родные края, у них завязались отношения. Молодые люди переписывались два года, а в 77-ом Вера Викторовна уволилась с завода и приехала к любимому на БАМ. Там они и поженились. Тихо, без церемоний, расписались в поселковом совете и скромно отметили вечером с друзьями. На стройке века было не до пышных торжеств.
Новый Уоян. Первый год стройки
По линии будущей магистрали возводились десятки посёлков и городов. Сначала приходили комплекты щитосборных домов, и строители монтировали временные поселения. Со временем на их месте строили капитальное жильё со всей инфраструктурой. Первые годы на БАМе Николай Степанович работал строителем, возводил те самые временные посёлки для рабочих магистрали.
«Вообще, первую зиму мы жили в 20-местных солдатских палатках, мы их утепляли, сбивали каркас, делали двойные стенки, пустоты между ними забивали мхом, хвоей и опилками, которые сами же и собирали. Опилки, кстати, были в дефиците, потому что пилорам было немного, и каждая организация старалась оставить их для себя. Ставили две буржуйки, обложенные камнями, у входа и в конце палатки. Так мы и зимовали первый год на БАМе», – вспоминает Николай Степанович.
Жилые дома, детский сад, клуб, школа, промышленная база – практически ко всем жизненно важным объектам временного посёлка Новый Уоян приложил свою руку Николай Степанович. После в посёлок заехали железнодорожные рабочие, а Карпинские отправились дальше, строить посёлок Кичера.
Кичера. Новый дом на 40 лет
В Кичере Вера и Николай обосновались уже надолго. После возведения временного рабочего посёлка Николай Степанович прошёл курсы машиниста экскаватора и начал работать непосредственно на строительстве магистрали, отсыпал железнодорожное полотно. Вера Викторовна не отставала, отработав несколько лет воспитателем детского сада в рабочем посёлке, она тоже присоединилась к стройке века. Хрупкая женщина освоила новую для себя профессию – монтёр пути.
«В бригаде у нас было двенадцать женщин и пятеро мужчин. Мы занимались балластировкой пути, укладывали балластный слой на земляное полотно. Делали всё вручную. Мой рабочий инструмент – шпалоподбойка, весил 19 килограмм, ей я уплотняла полотно. Раздвигали шпалы, где-то даже сами забивали костыли», – рассказывает Вера Викторовна.
Условия работы были крайне непросты, суровый таёжный климат постоянно бросал строителям новые вызовы, с которыми, стоит заметить, они уверенно справлялись.
«Начнём копать какой-то участок, а там лёд, вечная мерзлота. Летом температура +40, грунт начинает «плыть». Подвозили огромные толстые пенопластовые листы, укладывали, сверху насыпали песок, пытались как-то стабилизировать участки», – вспоминает Николай Карпинский.
Семья Карпинских жила и работала в Кичере 40 лет, до 2015 года. И только уже на пенсии решили вернуться в родные края.
Стройка всех народов
Байкало-Амурскую магистраль строил весь Советский Союз. Каждая республика СССР или регион РСФСР брал шефство над конкретной станцией и участком дороги. Так, Армения возводила станцию Звёздную, Азербайджан строил Улькан, а Казахстан – Чару. Карпинские же работали в Новом Уояне и Кичере, где шефствовали Литва и Эстония соответственно. И это, конечно, отражалось в архитектуре каждого поселения.
«Если вы проедете по БАМу, то увидите, как отличается каждая станция, везде присутствует национальный колорит. Например, Армения привозила свой знаменитый камень – туф, из этого камня строили красивейшие вокзалы, дома. У казахов все здания были с интересными восточными орнаментами», – рассказывает Николай Карпинский.
Стационарный посёлок железнодорожников Кичеру и вокзал возводил прибывший в 1981 году шефский коллектив из Эстонии. К лету 1982 года посёлок вырос, раздвинул границы, стал одним из крупнейших на Бурятском участке БАМа. Необычно, в виде гигантских полусфер, выполнены здания клуба и спортивного зала.
В летние каникулы в Кичере работал студенческий отряд «ЭстстудБАМдизайн». Будущие дизайнеры оформляли внутренние интерьеры общественных зданий. В результате посёлок считался одним из самых уютных на бурятском участке трассы и неоднократно выигрывал соцсоревнования и конкурсы по благоустройству.
Работе — время, досугу — час
Интересной на БАМе была не только работа, но и досуг. Живописные места близ Байкала привлекали любителей туризма. Через профсоюзный комитет рабочие могли заказать вертолёт, чтобы на выходные отправиться на рыбалку на Верхнюю Ангару. И, конечно же, на стройке можно было знакомиться и общаться с такими же молодыми, полными энтузиазма людьми со всего Союза.
Со многими товарищами Карпинские поддерживают связь до сих пор. К ним в гости часто приезжают их БАМовские друзья. Последняя встреча была совсем недавно, в апреле.
«Я работала в детском саду с 79 по 81-ый год. И сейчас мои воспитанники приезжают в гости уже со своими детьми. Они, когда меня видят, говорят: «Не может быть, тётя Вера, ты всё такая же!», – делится Вера Викторовна.
Досуг же на первых порах, ещё до возведения временных посёлков, рабочие организовывали самостоятельно.
«Изначально ведь ничего не было. Ни дома культуры, ни кинозалов, ни библиотеки. Поэтому развлечения мы придумывали себе сами. Построили танцплощадку, устраивали танцы, ходили друг к другу в гости. Приезжали ребята со всего Союза, привозили музыкальные записи, мы на транзисторных магнитофонах их друг у друга переписывали. А зимой устраивали лыжные соревнования, например, соседняя палатка мостовиков и наша мехколонна прокладывали лыжню, набирали команду 5–10 человек и соревновались. Однажды, когда ещё не был построен клуб, к нам приезжал американский певец Дин Рид, в то время очень популярный. Так он выступал прямо под открытым небом. Народу под тысячу человек, никакой сцены. Подогнали самосвал немецкий, с широким козырьком. И он залез на машину и прямо на этом козырьке выступал. Так и выходили из положения», – вспоминает Николай Степанович.
Позже, когда культурная инфраструктура была готова, перед БАМовцами выступали не только любимые народные артисты, певцы и актёры, но и космонавты, олимпийские чемпионы, поэты.
Магистраль века
Вера Викторовна и Николай Степанович с теплом вспоминают свои годы в сибирской тайге. Добрые друзья, интересная работа и чувство нужности своего дела наполняли жизнь Карпинских более 40 лет.
«Это была стройка века, и мы понимали, чем лучше мы будем работать, тем раньше пойдут поезда. И это было важно для всех жителей Союза. Когда шли первые поезда, ещё даже не пассажирские, не товарные, просто маневровый локомотив с двумя вагонами, для местных жителей это было большое событие. С окрестных деревень все съезжались на торжественную встречу. Раньше у них практически не было возможности выехать из своих поселений. Своими глазами видел, как деревенские бабушки плакали, когда впервые видели поезд», – вспоминает Николай Степанович.
Байкало-Амурская магистраль стоит особняком среди Всесоюзных ударных комсомольских строек. Во-первых, по масштабу: её протяжённость – 2114 километров, такой дороги после Транссиба в России не строили. Во-вторых, по своему воздействию на молодёжь. Десятки тысяч молодых людей оставляли родные места и отправлялись в Сибирь. Недаром на трассе был популярен лозунг: «Мы строим БАМ, БАМ строит нас».
Марк Гордюшин